Обогнать на вираже – китайская стратегия цифровой экономики

3107

© 06.08.2015, Шульцева В.К.

     Сегодня Китай, как никогда ранее, сосредоточен на обустройстве собственной страны. Самое горячее направление работы – «цифровой штурм», активное строительство Интернет-экономики. Заявленный на весенней сессии ВСНП (в рамках 3-ей программы экономического развития) проект «Интернет+» ориентирован на построение к 2049 году – 100-летнему юбилею КНР - информационного общества. Очевидно, что без тотальной информатизации модернизация просто невозможна. Впереди, по мнению правительства, «всего» три шага (каждый длинной в 10 лет напряжённого труда) до воплощения «китайской мечты». За эти годы Поднебесная намерена превратиться в инновационную супердержаву – лидера мировой экономики. Навсегда сменить ярлык «сделано в Китае» на почётный «создано в Китае», к известной «китайской скорости добавить знак китайского стандарта качества», «китайскую рабочую силу сделать дорогой», наконец, превратить страну из мировой фабрики в планетарную лабораторию. Цель амбициозна, грандиозна, но не фантастична. Пример тому – ошеломительные по скорости и масштабам победы на полях ИКТ-строительства.

     Так, за истекшие тридцать лет (1984-2014 гг.) вклад ИКТ-индустрии в национальный ВВП возрос с 1,5 % до 6,0% (в 4 раза). Вес Китая в общемировом производстве услуг и оборудования ИКТ достиг 11%. С 2005 года Поднебесная бессменный лидер - экспортёр1  в сфере инфокоммуникаций. За последние 18 лет (1996-2014 гг.) масса экспортируемых КНР «товаров» ИКТ выросла более чем в 16 раз. По данным UNCTAD, в 2013 году она достигла $769 млрд., а это уже 43% общемирового ИКТ-экспорта и в 6 раз выше, чем аналогичный показатель США. Симптоматично, что генерируруемый  Поднебесной поток экспорта инфоиндустрии  в 2 с лишним раза больше, чем производство этой продукции для внутреннего потребления.

     Парк мобильных телефонов составляет сегодня 1,3 млрд. (население – 1367 млн.). Рост Интернета беспрецедентен. В начале 2015 года в Китае насчитывается почти 4 млн. интернет-сайтов, аудитория  – 650 млн. человек2 (47,9% населения), в том числе 83,4% из них пользователи мобильных версий. Из десяти самых крупных в мире интернет-компаний на данный момент четыре – китайские.

     Электронная коммерция  становится новым стимулом роста китайской экономики. Объём этого рынка в 2014 году составил $2,2 трлн. при годовом росте – 31,4%.  В этой  сфере  занято более 20 млн. человек (2,8 млн. полностью и более 18 млн. частично). Розничная онлайн-торговля выросла за 2014 год на  49,7%. 

     Среди всех мировых технологических компаний с капитализацией более $1 млрд. по темпам роста капитализации все 50 первых мест занимают китайские. Гиганты национального ИКТ - комплекса - Lenovo (год основания  – 1984 г.), ZTE (1985 г.), Tencent  (1998 г.), Alibaba (1999 г.), Baidu (2000 г.), Xiaomi (2010 г.) и др. продолжают активно развиваться, гибко реагируя на новые hi-tech вызовы, соответственно диверсифицируя свой бизнес и расширяя его географию.

     Рецепт успеха – это ещё одна китайская стратагема, а именно:

  • Открытие рынка для зарубежных компаний при бескомпромиссном соблюдении формулы «иностранные инвестиции – китайская эксплуатация – китайское владение». Закон разрешал присутствие на китайском рынке ИКТ лишь тем иностранным вендорам, которые постоянно и щедро делятся с местными производителями своей авангардной технологией3.
  • Поэтапное развёртывание (с перманентной корректировкой на внешние и внутренние факторы воздействия) государственных программ поддержки, включая создание СЭЗ, и жёсткого контроля исполнения предписанных обязательств.
  • Поощрение директивы «Опоры на собственные силы»4, в том числе и на стезе заимствования мировых достижений в области ИКТ. Последнее по масштабам превзошло все ожидания, вышло далеко за рамки «творческого» и стало главной составляющей сегодняшнего успеха.

      Сегодня инновационное развитие ИКТ-индустрии Поднебесной вступает в фазу самодостаточности. Наработан достойный потенциал технологий. Рынок Китая имеет собственные аналоги американских гигантов - это и крупнейшая телекоммуникационная компания Tencent, и поисковик Baidu, и аналог Twitter — Weibo, и мессенджеры QQ и WeChat, гигантский интернет-магазин Alibaba с платежной системой Alipay, и Xiaomi Tech со своей версией Android, полностью независимой от Google. Из страны постепенно вытесняются гранты мирового рынка   Cisco Systems Inc., Apple Inc., Intel, McAfee, HP и Citrix Systems. Китай стремится к полной ИКТ – независимости, ибо информационная безопасность сегодня рассматривается не менее серьёзно, чем ядерная угроза. В конце 2014 года принят закон, согласно которому все иностранные компании, желающие поставлять ИТ-решения на китайский рынок, обязаны раскрыть исходный код своих частных продуктов и быть готовыми к их тщательным проверкам5. Китай работает над созданием индустрии на сто процентов неуязвимой от несанкционированного доступа.

     Заявленное правительством переформатирование экономики обязывает ИКТ-индустрию ускорить информатизацию, прежде всего трёх сфер – промышленности, финансов и торговли. В течение 2015-2025 гг. планируется сосредоточить усилия на цифровом апгрейде национальной промышленности, финансовой сферы и торговли (от дорожной карты, проектно-конструкторских работ до ввода в эксплуатацию). Ключевым считается проект реализации «умного» производства. По оценкам аналитиков MGI , грамотное выполнение поставленных задач и оперативное включение инновационных ИТ-решений в производственный процесс способны в течение ближайших двенадцати лет поднять рост производительности труда на 22% и добавить к 2025 году не менее $2,3 трлн. в ВВП. И если сегодня вклад Интернет-экономики в ВВП составляет лишь 3,3%, то, как ожидается, за десятилетие он возрастёт до 10-14%.

    Государство обещает поддержать развитие внутреннего рынка инфокоммуникаций, ибо его инфраструктура и уровень информатизации экономики не отвечает современным требованиям, как по технико-технологическим данным, так и по показателям доступности и насыщения ИКТ-инструментарием. В системе мировых координат, по оценкам Международного Союза Электросвязи, Китай занимает лишь 80-ое место по развитию национальной ИКТ- инфраструктуры, а в плане организации «умного» производства - на уровне перехода к «Industry 2.0». Среди первоочередных задач планируется строительство национальной мультисервисной сети triple-play, предлагающей абонентам комплексный набор услуг (доступ в Интернет /проводной и мобильный/, сотовую связь, IP-телефонию, телевидение (IPTV) и т.д.), снижение тарифов на мобильный Интернет и демонополизацию отрасли. Госсовет КНР только что объявил о финансовой поддержке проекта в размере $182 млрд. в течение ближайших трёх лет. В свою очередь, гиганты телекоммуникационного бизнеса – China Mobile, China Unicom и China Telecom пообещали до конца этого года увеличить скорость и снизить тарифы на мобильный Интернет на 35-40% (в полном соответствии с «рекомендациями» правительства). Не стоит забывать, что современный Китай известен не только экономическими успехами, но и строгостью в администрировании.

     Информационные технологии – приоритетное направление программы. Поднебесная сегодня известна как мощный игрок в производстве аппаратных средств и уступает лишь в разработках программного обеспечения и дизайна (возможно, в виду культурных национальных особенностей социума). Китайские эксперты отрасли считают, что в рассматриваемой перспективе страна способна «обогнать мир на вираже», «занять командные высоты» на инновационном поле ИТ, в том числе при сотрудничестве с российскими разработчиками ПО (область, где мы пока достаточно сильны), а в промышленности достигнуть уровня «Industry 4.0».

   Самое узкое и уязвимое место китайской инфоиндустрии – дефицит квалифицированных кадров. ИКТ-навыки – мировая валюта экономики XXI века! Проблема подготовки специалистов высокого класса не сходит с повестки дня. В этой связи любопытно отметить, что недавно в Китае стартовал уникальный эксперимент. Учёные «проинспектировали» школы и отобрали 50 самых талантливых детей. Обучение проходит в специальном центре. Другие подробности эксперимента засекречены. Его цель  – государственная программа повышения уровня IQ населения. Поднебесная хочет стать самой умной нацией на планете – родиной гениев.

Примечания:

1С учётом Гонконга

2 Более чем в 2 раза выше, чем в США.

3 Именно на этом стратегическом плацдарме потерпела поражение Россия. В рамках СП отечественное производство ИКТ- оборудования превратилось в цеха по сборке на чужой, а порой и небезопасной, элементной базе.

4Доля затрат на НИОКР у национальных лидеров индустрии составляет от 10 до 20% валового дохода. 

5Пока это первый шаг и  касается только финансовых организаций и госучреждений.

 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати