Новая нефтяная политика Индии

4135

© 16.06.2015. Брагина Е.А.

Зависимость от импорта нефти составляет характерную черту экономики Индии. При растущей  заинтересованности  в устойчивом  и регулярном поступлении этого сырья Индия оказалась одной из стран, получивших финансовую экономию от затянувшегося падения мировых цен на сырую нефть.  По разным оценкам, её ввоз  достигает  примерно 75 - 77%  внутреннего спроса Индии. Собственная добыча нефти в стране остается на уровне 33-34 млн.т., потребление достигло 120 млн.т. в год и продолжает расти.

По прогнозам, в ближайшие десять-пятнадцать лет в Индии потребление нефти будет возрастать более чем на 4% в год. Согласно  некоторым расчетам, собственных разведанных запасов нефти при текущем уровне добычи хватит стране не более чем на 20 лет. Насущная задача в сфере энергетики была сформулирована министром нефтяной промышленности нового правительства  Индии Драхмендра Прадханом: «Сейчас мы  обеспечиваем за счёт импорта 77%  наших потребностей. Стыдно импортировать такое огромное количество нефти через 68 лет после обретения независимости. К 75-летию независимости мы хотим снизить импорт до 66% потребностей, увеличив добычу внутри страны». 75 лет независимости Индии будет отмечаться в 2022 г. Сопоставление приведенных  показателей свидетельствует, насколько трудно преодолевается зависимость страны от импорта энергетического сырья, которая в среднесрочном периоде останется высокой.

Растущий импорт сырой нефти  -  объективная необходимость для индийской экономики. По этому показателю в 2013 г. страна заняла третье место в мире после США и КНР, оттеснив Японию. Расходы на импорт нефти постоянно увеличивались в нулевые годы из-за подъёма мировых цен, выросших с 22,4 долл.  в 2001 г. до 64,1 в 2008 г., 79, 5  в 2010 г. и свыше 100 долларов за баррель в 2013 г.    Их трудно прогнозируемые колебания создают   дополнительную нагрузку на национальный бюджет и индийскую экономику.  Непредсказуемость цен на нефть усиливается ожиданием сбоев в её транспортировке из-за обострения обстановки на Ближнем Востоке.

Два фактора ускорили переход правительства Индии к новой нефтяной политике. Первым было заметное, почти вдвое, снижение мировых цен на нефть, обозначившееся к началу 2014 г. Показательно в связи с этим заявление весной 2015 г. управляющего Резервным Банком Индии (Центральный банк страны)  Рагхарама Г. Раджана: «Мы получили для нашей экономики жизненно важный подарок, 50 млн. долларов». Вторым фактором стал курс правительства Н.Моди, признавшего необходимость роста национального промышленного производства (в последние годы не превышавшего 2%) на основе современных технологий под девизом «Делай в Индии» (Make in India). В рамках этой программы намечено также создание ста  так называемых «умных городов» (smart cities) с преобладанием высокотехнологичных предприятий. Реализация этой политики прямо зависит от доступности энергетических ресурсов, спрос на которые устойчиво растёт. Этому способствуют высокие темпы производства автомобильной промышленности Индии. В нулевые годы выпуск  автомобилей увеличился более  чем вдвое, страна заняла по этому показателю шестое место в мире. Но насыщенность внутреннего рынка этим товаром  очень низка – 30 автомобилей на 1000 жителей. Потребность в моторном топливе увеличивает также растущая механизация аграрного производства.

В стране действуют свыше 20 нефтегазовых компаний, крупнейшими из которых являются государственная нефтегазовая корпорация (Oil and National Gas Corporation, ONGC), добывающая 80% нефти в стране, и Индийская Нефтяная Корпорация (Indian Oil Corporation). Обе компании располагают наземными и морскими буровыми установками. В частном секторе один из ведущих холдингов Индии, Reliance Industries, возглавляемый миллиардером М. Амбани, располагает нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) в г. Джамнагар (Западная Индия) производственной мощностью переработки 600 тыс. баррелей нефти в сутки. На предприятии началась эксплуатация второй очереди, ориентированной на экспорт 580 тыс. баррелей нефтепродуктов в сутки. Когда завод заработает на полную мощность, он станет  одним из самых крупных НПЗ в мире с объемом производства 1,24 млн. баррелей в сутки. К марту 2017 г. Индия намерена увеличить переработку нефти на 46%, доведя этот показатель  до 6,2 млн. баррелей/сутки (имеющиеся мощности составляют 4,26 барреля/сутки) для удовлетворения внутренних потребностей страны и роста экспорта.

Показательна изменившаяся структура внешней торговли Индии. Нефть и нефтепродукты  занимают 37%  -  самая высокая доля в её импорте, в экспорте эта статья достигла 24%, обойдя большинство товарных позиций. Для сравнения,  на долю драгоценных камней, традиционного товара индийской внешней торговли, приходится 5% и 15%, продукции машиностроения -  5% и 6% соответственно.

Острая потребность в нефти и колебания её цен подтолкнули правительство Индии к необходимости создания её стратегических запасов. Впервые о таких мерах на правительственном уровне заговорили в конце   90-х годов. Тогда  решение о закупках не состоялось, но была признана актуальность создания соответствующей инфраструктуры для размещения стратегических запасов нефти,  дорогостоящих подземных  хранилищ мощностью в 100 и более млн. баррелей. С 2004 г. Индия приступила к такому строительству в естественных подземных пустотах. По планам правительства Индии к 2021 году стратегические резервы нефти в стране должны составить 132 млн. баррелей. Страна не одинока в своём стремлении аккумулировать значительные запасы нефти. По оценкам, Китай, имеющий резерв в 170 млн. баррелей, создавал его десять лет. США формировали свой резерв в 727 млн. баррелей два десятилетия.

В начале 2015 г. правительство Индии  сообщило о своём решении потратить 49,48 млрд. рупий (794 млн. долларов) на закупку нефти для заполнения стратегических запасов в нефтехранилищах. Четыре из них будут построены, как предполагается, в Биканере, Раджкоте, Падуре и Чандихоле. Часть этих средств будет израсходована на покупку нефти для заполнения только что построенного подземного  хранилища в Вишакапатнаме  длиной около 3,3 км  и вмещающего 1,33 млн. тонн нефти.  К 2021 г. суммарная емкость нефтехранилищ достигнет эквивалента потребления индийской экономикой в течение 90 дней, а коммерческие запасы нефти и нефтепродуктов, доступных нефтяным компаниям в случае острой необходимости, эквивалента 70 дней потребления. Обсуждаются возможности коммерческого использования нефтехранилищ заинтересованными частными нефтяными компаниями.

Возросший импорт подешевевшей сырой нефти, основными поставщиками которой остаются Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, позволил увеличить выпуск нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью на государственных и частных НПЗ и диверсифицировать экспорт за счёт их продукции. Вместе с тем правительство Индии в целях национальной безопасности стремится расширить число поставщиков нефти. На фоне переговоров шести стран с Ираном и возможном ослаблении наложенных на него санкций, Индия обсуждает варианты поставок ей нефти из накопленных Ираном запасов (от 0,5 до 2 млн. баррелей в сутки).

Правительство Индии стремится расширить свои экономические связи со странами-нефтеэкспортерами, в том числе в Субсахарской Африке, где, помимо Нигерии (35% запасов нефти всего континента), разведанными нефтяными запасами располагают Чад, Габон, Кот-д`Ивуар, Республика Конго и др. Но  индийский бизнес в этом регионе существенно уступает  умелому и жесткому напору со стороны китайского капитала, активно поддерживаемому своим государством. В первую очередь это сказывается в финансовом обеспечении национальными банками Китая предпринимательства своих соотечественников в Африке. Согласно оценке главы Мирового Энергетического Агентства, энергетика стран Африки нуждается в притоке 450 млрд. долл. инвестиций до 2040 года для своего развития.  Китай с его валютными резервами  3,8 трлн.долл. в конкурентной борьбе за нефть имеет явные преимущества по сравнению с Индией.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати