Развитие китайско-американского ядерного диалога на неофициальном уровне

3426

© 03.04.2015, Вода К.Р.     

     Ухудшение российско-американских отношений в 2014-2015 гг. оказывает негативное влияние на динамику переговорного процесса по стратегическим ядерным силам. Тем не менее, идея расширения формата переговоров и привлечения других стран, в частности, Китая, продолжающего модернизацию своих вооруженных сил, как конвенциональных, так и стратегических, по всей видимости, не теряет актуальности. Развитие регулярного китайско-американского диалога в ядерной сфере, несмотря на то, что он пока не вышел на официальный уровень, представляется значимым для обеих сторон  как с точки зрения укрепления международного режима контроля над ядерными вооружениями в условиях усиления российско-американских политических противоречий, так и для повышения статуса китайско-американских отношений и придания им стратегического измерения.

     Китайско-американский диалог по развитию стратегических ядерных сил в Пекине (China-US Dialogue on Strategic Nuclear Dynamics), а также регулярные встречи на Гавайях экспертов двух стран, занимающихся ядерной проблематикой, в настоящее время являются наиболее заметными форматами развития ядерного диалога между Китаем и США на неофициальном уровне. Первая площадка обладает более высоким статусом, поскольку включает действующих и бывших высокопоставленных представителей внешнеполитических, административных и военных кругов США и КНР, выступающих неофициально. Однако многие эксперты принимают участие, как в пекинском, так и в гавайском диалоге, координацией которых занимаются такие ведущие мозговые центры двух стран, как Тихоокеанский форум Центра стратегических и международных исследований (CSIS), Китайский фонд международных и стратегических исследований, а также государственные ведомства США: Министерство обороны, Государственный департамент и др.

     В отсутствие официального переговорного процесса задачи китайско-американского неофициального диалога по стратегическим ядерным силам видятся его участникам в достижении понимания действий и намерений сторон, формировании общего лексикона, укреплении мер доверия и т.д.

     Ключевыми темами обсуждения на IX  диалоге по развитию стратегических ядерных сил, который прошел 9-10 февраля 2015 г. в Пекине, стали:  стратегическая безопасность в текущих международных условиях (влияние украинского конфликта на российско-американский режим контроля над вооружениями, региональную и глобальную стабильность); ядерное измерение китайско-американских «отношений нового типа между великими державами»; нераспространение и сотрудничество в области ядерной безопасности; стратегическая стабильность и меры доверия; региональные ядерные угрозы (ситуация в КНДР и Иране); а также управление в кризисных ситуациях1.

     Для Китая участие в ядерном диалоге с США на неофициальном уровне стало возможностью открыто выразить опасения и озабоченности в отношении проводимой США политики в ядерной сфере, а также обозначить собственные подходы.

    Основной аргумент Пекина сводится к тому, что, поскольку Китай является слабой в ядерном отношении стороной, к нему не применимы требования обеспечить большую транспарентность своих ядерных сил. Согласно позиции китайских участников неофициального диалога, принцип «неприменения ядерного оружия первым» накладывает ограничения на то, насколько открыт может быть Китай в отношении своих ядерных программ и намерений, поскольку отсутствие полной открытости, по мнению КНР, укрепляет сдерживание. Китаю необходимы боеготовые и эффективные ядерные силы для сдерживания угрозы или нападения на свою территорию, а также для того, чтобы удерживать статус глобальной державы в окружении других ядерных держав. Китай модернизирует свои ядерные силы для того, чтобы они были достаточны для нанесения ответного удара. Китай не втягивается в ядерную гонку вооружений для достижения паритета с другими великими державами. Китай приветствует сокращение ядерных вооружений США и Россией в рамках нового Договора о сокращении стратегических вооружений, но поскольку Китай обладает гораздо меньшим количеством вооружений, он не сможет присоединиться к режиму контроля над вооружениями. Долгосрочной целью Китая является полное ядерное разоружение везде и для всех2.

     Кроме того, Китай высказывает опасения в отношении намерений и политики США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Китайские участники неофициального диалога неоднократно выражали озабоченность, что долгосрочные цели США в АТР заключаются в сдерживании Китая и смене там режима. В Китае вызывает большие опасения укрепление США механизмов сдерживания в Северо-Восточной Азии, которое проводится в ответ на рост напряженности вокруг северокорейской ракетно-ядерной программы.

    Особую озабоченность Китая вызывают приготовления США в сфере противоракетной обороны. С 1998 г. происходит развитие японо-американской системы противоракетной обороны наземного и морского базирования. Планируется развертывание современной системы противоракетной обороны THAAD в Южной Корее (противоракетный комплекс подвижного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности). Согласно китайской позиции, развитие систем противоракетной обороны в Японии и Южной Корее превышает задачи обороны от северокорейских ракет, и тем самым, угрожает системе безопасности Китая.

     Подход Китая наталкивается на непонимание многих экспертов и официальных лиц в США, которые, в свою очередь, выражают беспокойство по поводу испытаний китайских противоракетных и противоспутниковых систем, проводимых в последние годы. Американские участники неофициального диалога предупреждают, что озабоченности будут нарастать по мере развития китайской программы разработки ракет, запускаемых с подводных лодок и принятия на вооружение ракет большой дальности с разделяющейся головной частью. Американские аналитики опасаются, что в результате этих изменений Китай пересмотрит свою ядерную доктрину3.

    Для недопущения того, чтобы сохраняющиеся взаимные подозрения и недоверие по поводу возможностей и намерений друг друга подрывали общий характер американо-китайских отношений, в США считают необходимым вывести диалог на официальный уровень. Говоря о модальности будущих переговоров, американские эксперты отмечают, что, во-первых, такие переговоры должны начинаться на политическом уровне, например, между министерством обороны США и китайским министерством национальной обороны. Принимаются во внимание различия в организации ядерных сил и подготовке специалистов двух стран. Отмечается, что в Китае те, кто занимаются оперативными вопросами, не готовы вести содержательные обсуждения ядерной стратегии и доктрины. Во-вторых, вместо создания нового механизма, целесообразно использовать преимущества существующих форматов, таких как стратегическая часть Китайско-американского стратегического и экономического диалога. В-третьих, необходимо избегать параллелей с советско-американскими стратегическими переговорами. По мнению экспертов, китайско-американский диалог должен проходить между партнерами, стремящимися к укреплению безопасности, что сложно выполнить при постоянных отсылках к холодной войне. Кроме того, в советско-американских отношениях концепция стратегической стабильности была связана с концепциями паритета и взаимно гарантированного ядерного уничтожения, что является неработоспособным подходом в китайско-американских отношениях4.

     Относительно содержания будущих официальных переговоров, американские эксперты высказывают следующие мнения:

1)  Необходимость узко ориентированного диалога. Поскольку обе стороны еще не пришли к общему определению «стратегической стабильности», она остается полезным всеобъемлющим понятием для переговоров. Целесообразно обсуждать взаимосвязи между различными аспектами стратегической стабильности: ядерной, космической, кибер, противоракетной обороны и др.

2) Определение границ транспарентности, которую изначально может допустить Китай. Вместо того, чтобы концентрироваться на количестве боеголовок или дальности полета ракет, находящихся на вооружении,  необходимо обсуждать такие вопросы, как роль американской политики т.н. расширенного сдерживания; значение изменения баланса обычных вооружений в западной части Тихого океана для ядерного сдерживания; риск несанкционированных пусков вследствие близкого расположения войск; системы управления, необходимые для ведения военных операций; необходимость корректной интерпретации данных о наращивании военной мощи; ограниченное использование вооруженных сил в периоды кризисов пр.5

     Таким образом, по мнению многих участников неофициального формата, китайско-американский диалог по стратегическим силам на официальном уровне должен быть нацелен на развитие и имплементацию конкретных мер доверия, которые снизят нестабильность и вероятность гонки вооружений.

 

Автор благодарит д.полит.н. А.Г. Савельева и к.полит.н. М.Г. Евтодьеву за помощь в подготовке комментария.

 

Примечания

1The Ninth China-US Dialogue on Strategic Nuclear Dynamics. CFISS-Pacific Forum CSIS Workshop. Feb. 9-10, 2015, Beijing, China. Conference agenda. URL: http://csis.org/files/attachments/150209_Agenda.pdf.

2 Michael O. Wheeler. Track 1.5/2 Security Dialogues with China: Nuclear Lessons Learned. Institute for Defense Analyses. Alexandria, Virginia, September, 2014. P. 20-24.

3Ralf A. Cossa, John K. Warden. The Time is Right for US-China Nuclear Dialogue. PacNet#14. 4 March, 2015. URL: http://csis.org/publication/pacnet-14-time-right-us-china-nuclear-dialogue.

4Ibid.

5Ibid.

 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати