Ли Куан Ю, прощание с легендой

2863

© 26.03.2015, Брагина Е.А.

Ли Куан Ю, основатель государства Сингапур (официальное название Республика Сингапур), его бессменный премьер-министр в течение 31 года, передал этот пост своему сыну в 1991 году, тем самым стараясь сгладить разницу между монархической и демократической традициями. Он ушёл из жизни в возрасте 91 года в ночь на 23 марта, и его смерть стала новостью номер один в мировых СМИ. Правительство Сингапура объявило семидневный траур.

Ли Куан Ю по праву принадлежит к когорте лидеров, которые во второй половине ХХ века коренным образом изменили политический пейзаж Азии, повлияв тем самым на расстановку сил в мировом масштабе. Ли удачлив – его сложная политическая и особенно экономическая политика (их трудно разделить), не раз затрагивала интересы влиятельных противников, но он не был убит как Махатма Ганди, Индира Ганди, Беназир Бхутто, его не сажали в тюрьму. На него даже не покушались. Но самая главная его удача в том, что он сумел реализовать свои амбициозные планы. На месте небольшой рыбацкой деревни, едва заметной в бывших обширных колониальных владениях Британской империи, он совершил рукотворное чудо, создав новый Сингапур. Появился авторитетный мощный финансовый центр, граждане которого располагают одним из самых высоких доходов (более 77 тыс. долл. на душу населения по ППС), превышающим большинство аналогичных показателей в развитых экономиках. Тем самым переход мало чем примечательной страны третьего мира в первый был совершён. Ли получил наибольшую известность в результате своих успехов в борьбе с коррупцией, разъедающей политические и экономические структуры подавляющего большинства развивающихся государств, да не только их.

Биография Ли не содержит особо впечатляющих сведений, поражающих воображение. Он родился в Сингапуре 23 сентября 1923 г. в состоятельной китайской семье, принадлежавшей к среднему классу, типичной для тогдашних колоний Великобритании. Но благосостояние кончилось под влиянием кризиса 1929 г. и Ли ощутил всю беспросветность бедности. Его юношеские годы совпали с оккупацией Сингапура Японией, когда ему пришлось перенести унижения и даже избиения японскими солдатами. Мать Ли, женщина сильная и решительная, смогла собрать средства, чтобы отправить сына на учёбу в Англию, где тот с отличием окончил Кембридж по юриспруденции. Он женился на своей сокурснице, богатой наследнице китайско-сингапурского происхождения, ставшей ему опорой в напряженной политической борьбе, составлявшей основное содержание жизни Ли.

Биографы Ли считают, что в сороковые годы ХХ века он пережил увлечение идеями социализма, в том числе под влиянием широко обсуждавшегося тогда в Англии принципа «социального государства». Но присущий ему прагматизм изменил эту позицию, особенно под влиянием известного английского историка и интеллектуала Арнольда Тойнби, взгляды которого на роль креативных меньшинств в расцвете и гибели цивилизаций стали для Ли основой признания важности элитизма (elitism). Впоследствии это нашло отражение в системе образования,  введенной по его инициативе в Сингапуре.

После возвращения на родину Ли занялся юридической практикой и вместе с другими бывшими студентами Кембриджа создал в Сингапуре «Партию народного действия» (People Action Party, PAP) с антиколониальной направленностью. В эти годы, как и Малайзия, Сингапур придерживался широко распространенной практики импортозамещающей индустриализации. Переход к активным действиям наметился после выхода Сингапура в 1965 г. из Федерации с Малайзией и начала его новой истории как республики. Партия Ли неизменно получала подавляющее большинство в местном парламенте и усилия Ли были направлены, в том числе, на  разрушение  влияния коммунистов и левых сил. В 1966 г. он разработал по сути схему управления, названную  «социальной пирамидой», во главе которой «топовые лидеры», в середине «хорошие исполнители» и в основании «граждански высоко сознательные широкие массы». С демократизмом это построение имело мало общего, но отражало главные принципы Ли, которыми он руководствовался. В 70-е годы ХХ века профсоюзы, парламентские партии, за исключением его собственной, СМИ, лингвистические и этнические ассоциации практически перестали существовать, как самостоятельные факторы. С начала 80-х годов Ли откровенно действовал как автократ и одновременно как националист, выдвигая на первый план свою любимую позицию – приоритет «китайского» как центральной идеи сингапурской национальной идентичности. Слабое продвижение импортозамещения, побудило его, несмотря на общественное недовольство (память об оккупации) открыть страну для притока японских инвестиций. Способность и умение идти против течения неизменно оставались его сильной стороной. Это было не просто привлечение капитала извне, а часть плана превращения Сингапура в финансовый центр Юго-Восточной Азии, странная на первый взгляд идея для крошечного острова с населением немногим более четырех миллионов человек. Но Ли верил в себя и предпринимательские таланты сингапурцев, замешанные на китайских корнях.

Основой его экономического курса стало государство, связанное с частными компаниями, которым предписывались направления их бизнеса. Инвестиции за рубежом активно поддерживались государством. Одним из его решений, которое было впоследствии признано ошибочным, стало вытеснение малого и среднего бизнеса (в основном китайского), Ли считал его слишком самостоятельным. Пол Кругман, склонный к эпатажу, нашёл сходство между политикой Ли Куан Ю в Сингапуре и Советским Союзом при Сталине, хотя результаты оказались во многом противоположными. Если их что-либо и сближает, то это - отрицательное отношение к либерализму в любой форме.

Основной предпосылкой экономического роста Ли считал накоплении капитала, дисциплинированную, хорошо обученную рабочую силу, менеджмент, инженерные кадры и административную жесткость. Дисциплина, строгое выполнение обязанностей в сочетании с суровостью наказаний за нарушение, без оглядки на занимаемые посты, родство и дружбу, стали сердцевиной его экономических успехов. Этот комплекс помог Ли победить коррупцию, что было сверх трудной задачей в обществе, традиционно почитающем семейные и родственные связи, поддержку «своих». Ли никогда лично не был замешан в коррупции, а решительность, с которой подвергались судебному преследованию и наказанию люди из его близкого окружения, позволяла ему последовательно осуществлять намеченные им меры.

Сингапур  – мультинациональная и мультиконфессиональная страна. Но Ли на протяжении всей своей жизни считал, что его собственные ценности, принципы, культура по сути являются китайскими  и, соответственно, правильными, он стремился внушить их жителям страны, что, по его мнению, сделало бы их лучше. Ли прилагал усилия для расширения обмена студентами между Сингапуром и Китаем, для привлечения бизнесменов, но по разным причинам, скорей всего из-за слабого интереса Китая, идея не получила должного развития.

Ли видел Сингапур высокоразвитым микрогосударством, процветающим в регионе с доминированием крупных развивающихся стран. Это была своего рода «идея Сингапура», согласно которой он вписывался в сеть глобальных городов, генераторов прогресса, инноваций, культуры. Ли с юности отличало сочетание романтизма и практицизма, а успехи Сингапура в экономике, социальных секторах, образовании, которому он придал элитарный характер, медицине, стали наглядным доказательством возможности такого сочетания. Разумеется, можно сказать, что помогла ограниченная численность населения, но на карте мира множество небольших стран, в том числе в Юго-Восточной Азии, а Сингапур один. Ли окончательно ушёл от государственных дел в мае 2011 года под давлением своего сына, премьер-министра. Но продолжил свою просветительскую деятельность – читал лекции в университетах разных стран, встречался со студентами, государственными чиновниками. Таковы были его визиты в Россию, в том числе в Сколково.

Можно ли в ХХ1 веке считать путь Сингапура к экономическому процветанию,  реализованный под руководством Ли Куан Ю, своего рода моделью для других стран? Едва ли. Не только потому, что нужен особый характер и воля лидера, но и историческое  время, в котором эти качества реализовывались. Насколько возможна  диктатура одного лидера в наше время? И, конечно, насколько возможно победить коррупцию, что так удалось Ли? Успешных последователей этого курса не видно. Ли Куан Ю, как личность, часть истории ХХ века, очень интересен.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати