Британская инициатива о создании «Фонда поддержки демократии в Восточной Европе и на Балканах»

3239

 © 23.03.2015, Харитонова Е.М.

Выступая на саммите Европейского союза в Брюсселе 19 марта 2015г. премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил о запуске новой программы, направленной на поддержку экономических реформ и эффективного управления не менее, чем в пяти странах: Украине, Грузии, Молдавии, Сербии и Боснии-и-Герцеговине (именно в таком порядке эти государства указаны в официальном пресс-релизе)1.

Финансирование, выделяемое из создаваемого в рамках этой инициативы Фонда поддержки эффективного управления (Good Governance Fund), составит до 20 млн. ф. ст. в первый год реализации программы (2015/2016 гг.), а в дальнейшем возможно привлечение дополнительных денежных средств. Из заявленных 20 млн. ф. ст. сумма в размере 5 млн. ф. ст. уже зарезервирована Департаментом международного развития Великобритании (The Department for International Development, DFID) на мероприятия по поддержке реформ на Украине.

Сам Кэмерон в своей речи на саммите отдельно подчеркнул, что запускаемая британским правительством программа непосредственно связана с «запугиванием» (intimidation) стран региона со стороны России. Выделяемое Великобританией финансирование должно помочь странам Восточной Европы устоять перед так называемым «натиском» со стороны Российской Федерации и сохранить приверженность этих стран демократическому пути развития, несмотря на давление восточного соседа. Так, портал европейских новостей EurActiv приводит слова неназванных британских официальных лиц о том, что Россия «воспользовалась коррумпированностью и слабостью управления на Украине для дестабилизации», а также  утверждение, что «трудные, но необходимые реформы» послужат стабильности в регионе и во всей Европе2.

Направления мероприятий по поддержке демократического (т.е. западного) пути развития стран Восточной Европы, которые не являются государствами-членами Евросоюза, включают укрепление верховенства закона и реформу правоохранительной и судебной системы; либерализацию и модернизацию ключевых секторов экономики, таких как банковская система и энергетика; реформу налоговой системы и содействие привлечению инвестиций и экспорту; противодействие коррупции и, наконец, укрепление независимых СМИ для обеспечения сбалансированного  освещения событий. Все это, по замыслу создателей фонда, должно укрепить устойчивость и «сопротивляемость» (resilience) стран-реципиентов и повысить их благосостояние.

Политические обозреватели уже сравнили создаваемый Фонд с запущенной в 1989 году по инициативе тогдашнего премьер-министра Великобритании (также, кстати, представлявшего Консервативную партию) Маргарет Тэтчер программой Know How Fund (KHF), направленной на содействие процессу перехода бывших советских республик и бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы к демократии и рыночной экономике. Телеканалом Russia Today даже был поднят вопрос о целесообразности финансирования программ поддержки демократии за рубежом в то время, как в самой Великобритании усугубляется проблема бедности, а курс на сокращение бюджетных расходов негативно отражается на миллионах британских семей3. Такая постановка вопроса, безусловно, найдет отклик у части британских избирателей: критика по отношению к финансированию зарубежных программ при многочисленных нерешенных проблемах внутри страны уже неоднократно звучала, в том числе и со страниц национальной прессы.   

Однако в целом общество в Великобритании все же поддерживает программы содействия развитию, а мероприятия нового Фонда облечены именно в эту форму. Согласно опросу, проведенному в Великобритании осенью 2014г. исследовательской компанией TNS и опубликованному в январе 2015г., 68% британцев согласны с тем, что помощь развивающимся странам способствует достижению равенства и мира на глобальном уровне, а 82% считают такую помощь важной. Кроме того, 27% жителей Соединенного Королевства считает демократию в стране одним из основных условий для достойной жизни (наряду с доступом к медицинской помощи, наличием работы и другими условиями), а 54% полагают, что страна должна сдержать обещание по увеличению помощи развивающимся странам4. Таким образом, маловероятно, что восприятие новой инициативы внутри страны действительно станет серьезной проблемой для Дэвида Кэмерона. Тем не менее, в преддверии скорых парламентских выборов в мае текущего года, перед британским премьер-министром стоят непростые задачи. Эксперты отмечают, что в случае поражения для Кэмерона этот европейский саммит может оказаться последним, а в случае возможной победы он обещал провести в 2017г. референдум по вопросу выхода своей страны из ЕС.

Заявление премьер-министра, сопровождающее объявление новой программы помощи третьим странам, вполне соответствует другим его публичным высказываниям на тему украинского кризиса и отношений с Россией. Однако то, что конфронтационная риторика сопровождает запуск очередной программы поддержки демократии, действительно симптоматично. По сути, сам Дэвид Кэмерон говорит о том, что финансирование программ поддержки демократии и экономических реформ в Восточной Европе в действительности – это один из инструментов, которые Великобритания использует для противостояния действиям России в регионе.

Великобритания в своей политике уделяет значительное внимание «мягкой силе» и считает ее важным инструментом обеспечения национальной безопасности и формирования благоприятной для страны внешней среды. Запуск нового фонда – еще одно подтверждение того, что с помощью «мягкой силы» Соединенное Королевство стремится задавать тренды и влиять на развитие ситуации в других странах. Однако, если, по словам британских официальных лиц, фонду Know How Fund в свое время удалось достичь существенных результатов с помощью сравнительно небольших финансовых средств, в настоящее время ситуация представляется принципиально иной. Маловероятно, что сумма в 20 млн.ф. ст. ежегодно может существенно повлиять на расклад сил в регионе, в первую очередь – на Украине, где сегодня речь идет о миллиардных потерях для национальной экономики. На фоне общих расходов Великобритании сумма также не выглядит значительной: так, в 2013-2014 финансовом году бюджет Департамента по международному развитию составил более 10 млрд. ф.ст.5

При этом представители верхней палаты британского парламента в своем недавнем докладе, посвященном отношениям ЕС и России в контексте украинского кризиса, отметили недостаточное понимание происходящих в регионе процессов, нехватку профессиональной аналитики и отсутствие долгосрочной стратегии на российском и украинском направлениях как у Великобритании, так и у ЕС в целом6. В этом контексте создание нового фонда также не выглядит стратегическим прорывом. Данная инициатива представляется скорее декларацией о намерениях, которая продолжает существующий внешнеполитический курс Великобритании и опирается на уже знакомые и испытанные формы работы, что  свидетельствует об отсутствии свежих идей в этом направлении.

Примечания:

Press release. New UK funding to help build stronger and more democratic nations in the Eastern neighbourhood and Balkans. (https://www.gov.uk/government/news/new-uk-funding-to-help-build-stronger-and-more-democratic-nations-in-the-eastern-neighbourhood-and-balkans).

2 Cameron announces fund to fight Russian ‘bullies’/ EurActiv. 19.03.2015 (http://www.euractiv.com/sections/uk-europe/cameron-announces-fund-fight-russian-bullies-313084).

3 Back to Thatcher era? UK creates ‘political & economic reform’ fund for Eastern Europe // RT UK, 20.03. 2015 (http://rt.com/uk/242625-pm-anti-russia-fund).

4 Special Eurobarometer 421. The European Year For Development – Citizens’ Views On Development, Cooperation And Aid (http://ec.europa.eu/public_opinion/archives/ebs/ebs_421_en.pdf).

5 Department for International Development Annual Report and Accounts 2013–14 (https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/331591/annual-report-accounts-2013-14a.pdf).

6  The EU and Russia: before and beyond the crisis in Ukraine - European Union Committee. (http://www.publications.parliament.uk/pa/ld201415/ldselect/ldeucom/115/11502.htm).


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати