ФРС завершила программу «количественного смягчения»

1887

© 31.10.2014, Кулакова В.К.

     29 октября 2014 г. ФРС объявила о завершении в октябре этого года покупки активов в рамках программы «количественного смягчения». Этот значительный шаг ФРС обосновывает тем, что в США ускорилось восстановление экономики. Произошло дальнейшее улучшение ситуации на рынке труда, где наблюдается сокращение уровня безработицы (до 5,9 % в сентябре 2014 г. по сравнению с 6,1 % в августе 2014 г. и 10 % в октябре 2009 г.) и уверенный рост количества рабочих мест (248 тыс. в сентябре 2014, 180 тыс. в августе 2014 г.). Расходы домохозяйств медленно, но растут, инвестиции в основной капитал увеличиваются. Однако ряд показателей не позволяет ФРС слишком резко ужесточить денежную политику: восстановление на рынке жилой недвижимости происходит слишком медленно, инфляция остается на уровне ниже долгосрочного целевого значения, установленного ФРС.

     ФРС также заявила о сохранении целевого диапазона ставки по федеральным фондам в 0-0,25 %, причем подчеркнула, что вполне вероятно, ставка останется такой в течение достаточно длительного срока после завершения программы закупки активов. При этом было разъяснено, что принимая решение о необходимости поднять ставку, ФРС будет учитывать прогресс по двум своим основным целям: максимально возможной занятости и 2% инфляции, рассматривая такие факторы, как ситуация на рынке труда, индикаторы инфляции и инфляционные ожидания, положение на финансовых рынках и другие.  Третьим ключевым элементом заявления ФРС стало сохранение политики реинвестирования средств, полученных в результате погашения облигаций ипотечных агентств и обеспеченных ипотеками бумаг (MBS) в новые MBS, а средств от погашения казначейских облигаций в новые казначейские облигации. Таким образом, объем портфеля долгосрочных ценных бумаг будет поддерживаться на некотором желаемом уровне, что рассматривается в качестве одного из элементов мягкой денежной политики.

     Напомним масштабы закупок. Во время финансово-экономического кризиса, исчерпав возможности такого инструмента денежно-кредитной политики, как снижение процентной ставки, ФРС перешла к нетрадиционным мерам, начав политику «количественного смягчения». В рамках ее первого раунда с декабря 2008  по август 2010 г. было куплено ценных бумаг на сумму 1,75 трлн. долл. (на 175 млрд. облигаций ипотечных агентств, на 1,25 трлн. бумаг, обеспеченных ипотекой, и на 300 млрд. долгосрочных казначейских ценных бумаг). Второй этап программы, проводившийся c ноября 2010 по июнь 2011 г., заключался в покупке долгосрочных казначейских ценных бумаг на 600 млрд. долл.

     Далее, в августе 2011 была объявлена т.н. «операция твист», когда ФРС продавала гособлигации с приближающимся сроком погашения и на вырученные средства приобретала более долгосрочные казначейские ценные бумаги (с сентября 2011 по конец 2012 г. на 667 млрд. долл.). Одновременно с  «операцией твист» было объявлено о намерении реинвестировать средства от облигаций с уже наступившим сроком погашения в новые ценные бумаги.

     Третья программа количественного смягчения была объявлена в сентябре 2012 г. – тогда ФРС начала покупать обеспеченные ипотекой активы на 40 млрд. в месяц. С января 2013 г. начались закупки долгосрочных казначейских облигаций на 45 млрд. в месяц. Сохранялась политика реинвестирования. В 2014 г. ФРС начала постепенно снижать размер ежемесячных закупок ценных бумаг, аргументируя это улучшением экономической ситуации в стране. В итоге, третий этап программы завершился увеличением портфеля ценных бумаг более чем на 1,5 трлн. долл.

     Политика «количественного смягчения» привела к беспрецедентным изменениям в объеме и структуре баланса ФРС. На 30 октября 2014 г. в инвестиционном портфеле американского ЦБ находилось ценных бумаг на 4,22 трлн. долл. (гособлигаций на 2,46 трлн., облигаций ипотечных агентств на 39 млрд. и ценных бумаг, обеспеченных ипотеками, на 1,72 трлн.). Со стороны пассивов у ФРС скопилось банковских резервов на сумму 2,62 трлн., а до кризиса, в конце 2007 г., их было немногим больше 10 млрд. долларов. До кризиса структура инвестиционного портфеля ФРС состояла практически из одних только казначейских ценных бумаг, которых в конце 2007 г. было на 755 млрд. долларов. Банкнот в обращении в конце 2007 г. было 792 млрд., а в октябре 2014 г. стало 1,29 трлн. долларов. Таким образом, небывалый рост размера банковских резервов не привел к пропорциональному росту банкнот в обращении. Многими экспертами также отмечалось отсутствие значительного увеличения банковского кредитования, то есть вливаемые Центробанком средства задерживались на резервных счетах и не перетекали в реальную экономику.

     Важно понимать, что завершение количественного смягчения при сохранении политики реинвестирования означает не начало значительного сокращения баланса ФРС, а только купирование его дальнейшего роста.

     ФРС уже давно разрабатывает планы «выхода» из политики экстренных мер. Еще в начале 2010 г. Беном Бернанке были обозначены основные инструменты, которые позволят сократить банковские резервы и вывести избыточную ликвидность из банковской системы. 17 сентября 2014 г. ФРС обнародовала доработанный план того, как она собирается поднимать ставки в условиях огромных избыточных резервов. Было уточнено, что главным инструментом для воздействия на ставку по федеральным фондам станет ставка процента, выплачиваемая ФРС по избыточным резервам, которые банковские организации держат в центральном банке. ФРС также собирается использовать такой инструмент, как обратный договор о сделке РЕПО, когда средства от временной продажи Центробанком ценных бумаг оказываются выведенными из банковской системы. Сокращение портфеля в будущем будет производиться не за счет продажи бумаг, а за счет постепенного отказа от реинвестирования, то есть по мере наступления сроков погашения облигаций.

     Даже после завершения закупок активов ФРС будет вынуждена продолжать работать в условиях сохраняющихся огромных избыточных резервов, что сокращает маневренность денежно-кредитной политики, так как снижает возможность Центробанка влиять на размер ставки по федеральным фондам.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

26.03.2024

Дина Малышева выступила с докладом «Активизация нерегиональных сил (США/ЕС) в сфере безопасности Центральной Азии» в рамках Международной научной конференции «XII. Безопасность и развитие в Центральной Евразии» в РУДН.

подробнее...

Вышли из печати