Может ли Украина стать ядерным государством?

1826

© 14.04.2014, Дворкин В.З.

Для ответа на этот вопрос необходим анализ технологических возможностей и политических последствий принимаемых решений.

Технические возможности

Во времена Советского Союза на территории Украины не было производственных мощностей для создания ядерных боезарядов. Однако, не только принципы построения ядерных боезарядов, но и все конструктивные особенности и способы управления ими хорошо известны в организациях Харькова и Днепропетровска, непосредственно участвовавших в разработке ракетно-ядерного оружия.  Поэтому от начала разработки собственно конструкции ядерного боезаряда с использованием плутония или оружейного урана, предназначенного для размещения на носителях различного типа, до завершения работы может потребоваться 2-3 года.

Разработанные и изготовленные конструкции необходимо начинить получаемым из тетрафторида UF4 металлическим оружейным ураном или оружейным плутонием. 

На территории Украины в настоящее время действуют 4 АЭС с 15-ю водо-водяными реакторами типа ВВЭР-1000. Несмотря на то, что на территории Украины идёт добыча урана, в стране, насколько известно, не создавали мощностей по его обогащению. Поэтому предпочтительнее было бы изготавливать боезаряды на основе плутония,  который нарабатывается на имеющихся реакторах.

Общие сроки изготовления приспособленного для размещения на носителе ядерного боезаряда могут составить 5-6 лет.

Украина теоретически располагает возможностями для разработки и серийного производства жидкостных ракет любого класса, от межконтинентальных до оперативно-тактических. Это, прежде всего, Конструкторское бюро «Южное», Харьковское КБ по разработке систем управления, «Южный машиностроительный завод» и другие организации. Однако двигательные установки разрабатывались на территории России, поэтому пришлось бы организовывать их разработку и производство практически заново. 

Проектирование твердотопливных ракет возможно осуществлять в КБ «Южное», однако, корпуса двигательных установок и заряды для них также изготовлялись в России.

В случае принятия решения о разработке и изготовлению ракет различного класса для его реализации потребовалось бы не менее 6-7 лет при достаточном финансировании.

Ещё одна проблема связана с возможностью проведения летных испытаний баллистических ракет. Для этого необходима полигонная инфраструктура, включающая пусковые установки, монтажные корпуса, заправочные станции, телеметрические и радиолокационные системы траекторных измерений, полигонные трассы с зонами отчуждений и полями падения. Этой инфраструктуры на Украине нет, её пришлось бы создавать.  Территория страны для этого не приспособлена и пришлось бы использовать акватории Чёрного моря.

Вместе с тем, в качестве носителей ядерного оружия могут применяться авиационные средства: боевая авиация и крылатые ракеты. Такие носители вполне могут быть использованы украинскими специалистами.

Политические аспекты

23 мая 1992 г. в Лиссабоне Россия, Белоруссия, Казахстан, Украина и США подписали Лиссабонский протокол к договору СНВ-1, который вступил в силу 5 декабря 1994 г. Протокол фиксирует подключение Беларуси, Казахстана и Украины к договору по СНВ и одновременно требует присоединения их к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Выполнение этими государствами своих обязательств по Протоколу и их присоединение к ДНЯО в качестве государств, не обладающих ядерным оружием, как считается, укрепило их безопасность, что нашло подтверждение в Будапештских меморандумах от 5 декабря 1994 года. В этой связи Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки подтверждают, что зафиксированные в Будапештских меморандумах гарантии будут по-прежнему применяться.

Выход Украины из ДНЯО мог бы нанести сильнейший удар по режиму нераспространения ядерного оружия. Этот шаг Украины вызвал бы резкую негативную реакцию подавляющего большинства государств в мире. На Украину были бы наложены существенные политические и финансово-экономические санкции, сопоставимые с теми, которые приняты в отношении Северной Кореи или Ирана. 

Понимание любым руководством Украины этих обстоятельств не должно привести к решению о создании ядерного оружия.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати