// Россия и новые государства Евразии. 2022. № I (LIV). С. 86-101
Крылов Александр Борисович – доктор исторических наук; ИМЭМО РАН; Центр постсоветских исследований; Сектор Кавказа; главный научный сотрудник
Статья принята к печати 16.02.2022.
Аннотация. Провозглашение независимости Армении в 1918 г. символизировало для армян восстановление национальной государственности. Идея наличия собственной исторической территории, которая в прошлом была разделена границами различных государств, но в будущем должна объединиться, имеет принципиально важное значение для армянской нации. Первая попытка ее осуществления на практике была предпринята в процессе изменения границ после Первой мировой войны. Согласно Севрскому договору 1920 г. и арбитражному решению президента США Вильсона создавалась единая Армения площадью около 160 тыс. кв. км. В 1923 г. государства Антанты отказались от Севрского договора и заключили с Турцией Лозаннский договор. После установления советской власти в Закавказье были заключены договоры о границах между СССР и Турцией. В Армении Севрский договор продолжает считаться действующим, большинство политических партий выступает за решение территориальных споров на его основе. После неудачной для Армении Второй карабахской войны Н. Пашинян предпринял шаги по нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией. Россия выразила готовность гарантировать безопасность и оказать содействие делимитации и демаркации границ Армении с Азербайджаном. Дальнейшие перспективы развития ситуации в регионе во многом зависят от того, удастся ли руководству Армении выработать такой курс внешней политики, который позволит нормализовать отношения с Азербайджаном и Турцией, но при этом не вызовет острой реакции отторжения в армянском обществе.
Ключевые слова: Армянский вопрос, Объединенная Армения, Севрский договор 1920 г., Южный Кавказ, Россия, Турция, Вторая карабахская война, пограничные споры
Размещено в РИНЦ
Нет комментариев