Платформы как многосторонние рынки эпохи цифровизации

733
DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-3-12-19

О. Антипина, МГУ им. М. В. Ломоносова, экономический факультет, РФ, 119991 Москва, Ленинские горы, 3-й учебный корпус (antipina@econ.msu.ru)

Аннотация. В статье анализируются особенности многосторонних платформ как специфического формата многосторонних рынков в цифровой экономике. Особое внимание уделено общим принципам применяемых платформами многосторонних стратегий ценообразования. Раскрыта сущность интернализации сетевых экстерналий с целью максимизации прибыли платформы. Обозначены перспективы экономики платформ, связанные с усилением конкуренции между платформами и развитием Интернета вещей.

Ключевые слова: цифровая экономика, платформы, многосторонние рынки, экономика платформ, сетевые экстерналии, монетизация сетевых внешних эффектов, ценообразование, ненейтральная структура цен, платформенная бизнес-модель, Интернет вещей


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Rochet J., Tirole J. Platform Competition in Two-Sided Markets. Journal of the European Economic Association, 2003, vol. 1, no. 4, pp. 990-1029.

2. Rochet J., Tirole J. Two-Sided Markets: a Progress Report. The RAND Journal of Economics, 2006, vol. 37, no. 3, pp. 645-667.

3. Caillaud B., Jullien B. Chicken and Egg: Competition among Intermediation Service Providers. The RAND Journal of Economics, 2003, vol. 34, no. 2, pp. 309-328.

4. Armstrong M. Competition in Two-Sided Markets. The RAND Journal of Economics, 2006, vol. 37, no. 3, pp. 668-691.

5. Rysman M. The Economics of Two-Sided Markets. Journal of Economic Perspectives, 2009, vol. 23, no. 3, pp. 125-143.

6. Evans D. S. Platform Economics: Essays on Multi-Sided Businesses. Chicago, Competition Policy International (CPI), 2011. 449 p. Available at: https://www.competitionpolicyinternational.com/assets/Hot-Tubs/SSRN-id1974020.pdf (accessed 05.10.2019).

7. Яблонский С.А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики. Российский журнал менеджмента, 2013, т. 11, № 4, сс. 57-78. [Yablonskii S.A. Mnogostoronnie platformy i rynki: osnovnye podkhody, kontseptsii i praktiki [Multi-sided platforms and markets: main approaches, concepts and practices]. Rossiiskii zhurnal menedzhmenta, 2013, vol. 11, no. 4, pp. 57-78.]

8. Розанова Н.М. Сетевая конкуренция как фактор конфигурации современных рынков. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 4, сc. 13-20. [Rozanova N.M. Setevaya konkurenciya kak faktor konfiguracii sovremennykh rynkov [Network competition as determinant of contemporary markets’ configuration]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 4, pp. 13-20.]

9. Стрелец И.А. Мультипликационные эффекты в сетях. Мировая экономика и международные отношения, 2017, т. 61, № 6, сс. 77-83. [Strelets I.A. Mul’tiplikatsionnye effekty v setyakh [Multiplier effects in networks]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2017, vol. 61, no. 6, pp. 77-83.] DOI:10.20542/0131-2227-2017-61-6-77-83

10. Антипина О.Н. Сколько стоит цифра? О природе цены благ в цифровой экономике. Общественные науки и современность, 2019, № 5, сс. 5-16. [Antipina O.N. Skol’ko stoit tsifra? O prirode tseny blag v tsifrovoi ekonomike [How much is the Digit? On the nature of value in the digital economy]. Obshchestvennye nauki i sovremennost’, 2019, no. 5, pp. 5-16.] DOI:10.31857/S086904990006558-5

11. Reillier L.C., Reillier B. Platform Strategy: How to Unlock the Power of Communities and Networks to Grow Your Business. London, New York, Routledge, 2017. 221 p.

12. Keller W. Entrepreneur Magazine’s Ultimate Guide to Platform Building. Irvine, Entrepreneur Press, 2016. 202 p.

13. Parker G.G., Alstyne van M.W., Choudary S.P. Platform Revolution: how Networked Markets are Transforming the Economy – and how to Make Them Work for You. London, New York, W. W. Norton & Company, 2017. 336 p.

14. Столбов М.И., Бренделева Е.А., ред. Основы цифровой экономики: учебное пособие. Москва, Издательский дом “Научная библиотека”, 2018. 238 с. [Stolbov M.I., Brendeleva E.A., eds. Osnovy tscifrovoi ekonomiki: uchebnoe posobie [The fundamentals of the digital economy]. Moscow, Izdatel’skii dom “Nauchnaya biblioteka”, 2018. 238 p.]

15. Tapscott D. The Digital Economy 20th Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. New York, McGraw-Hill Education, 2015. 413 p.


Размещено в РИНЦ

Ссылка для цитирования:

Антипина О. Платформы как многосторонние рынки эпохи цифровизации. Мировая экономика и международные отношения, 2020, т. 64, № 3, сс. 12-19. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-3-12-19



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

 

 

 

 

Уважаемые авторы, обращаем ваше внимание, что в Перечне ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук для журнала “МЭ и МО” зафиксированы следующие специальности:
экономические науки:
5.2.5. Мировая экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
политические науки:
5.5.4. Международные отношения
5.5.1. История и теория политики
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии
Текущий номер
т. 68, № 3, 2024
Актуальные темы номера:
  • Бреттон-Вудс 2.0: на пути к новой мировой финансовой архитектуре
  • Трансформация партийно-политической системы ЕС накануне евровыборов-2024
  • Южная Азия в региональной и мировой политике
Отправить статью
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Редакция журнала приглашает авторов к написанию аналитических статей по следующим темам:
  • изменения в процессах глобализации в современных условиях
  • формирование нового мирового порядка
  • цивилизационные сдвиги на этапе перехода к “цифровому обществу”

Также редакция заинтересована в публикации обобщающих статей / научных обзоров, раскрывающих основные тенденции в развитии отдельных регионов мира – Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.