Американская стратегия ядерного сдерживания Китая

2474

used images: Massive missiles launch // Internet

© Гамза Л.А., 10.11.2022

В конце октября администрация Байдена вслед за публикацией новой Стратегии национальной безопасности обнародовала несекретный вариант Обзора ядерной стратегии (Nuclear Posture Review), который является частью Оборонной стратегии США (National Defense Strategy). Полный текст обзора, в котором изложены основные положения американской ядерной стратегии был направлен в Конгресс в марте и подвергся существенной доработке и редактированию с учетом последних изменений международной обстановки, касающихся прежде всего России и Китая, которые в документе названы главными вызовами для США. При этом в нем значительное место отведено сдерживанию Китая в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР).

В первой главе обзора заявлено, что стратегическое сдерживание является главной задачей Пентагона. При этом подчеркнута особая роль ядерного оружия, предназначение которого – сдерживание агрессии, поддержка союзников и партнеров и возможность достичь обозначенных президентом целей, если сдерживание не будет достигнуто. Там же подчеркнуто, что архитектура безопасности в ИТР является «критическим стратегическим преимуществом» США над странами, которые бросают вызов базирующемуся на правилах международному порядку.

В разделе о ситуации в мире Китай назван для США «растущим вызовом», поскольку он уже приступил к реализации своих амбициозных планов расширения, модернизации и диверсификации ядерных сил, а также создал развивающуюся ядерную триаду. По оценке Пентагона ядерный арсенал КНР к 2030-м годам увеличится в пять раз до минимум 1000 боеголовок. При этом авторы документа предупреждают, что дальнейшее продвижение Китая в этом направлении может предоставить руководству страны новые расширенные варианты использования ядерного оружия для силового давления, включая военные провокации против союзников и партнеров США. Там же отмечено дестабилизирующее силовое поведение Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

Авторы документа особо подчеркивают, что к 2030 г. США впервые в своей истории столкнутся с двумя крупными ядерными державами, которые названы «стратегическими конкурентами и потенциальными противниками». Также отмечается, что в дополнение к растущим ядерным силам Китай разрабатывает широкий набор кинетического и некинетического оружия в таких областях как киберпространство, космос, информации и передовые обычные вооружения. При этом он якобы стремится объединить эти многообразные возможности для поддержки стратегии силового давления и укрепления возможностей проведения военных операций, создав проблемы для вооруженных сил США.

И хотя, по мнению Пентагона, конечный выбор Китаем ядерной стратегии и возможностей применения им ядерного оружия является в данный момент «неопределенным», его действия на этих направлениях уже имеют результатом значительный и разнообразный ядерный арсенал с высокой степенью жизнеспособности, надежности и эффективности. Подчеркнуто, что «ядерная экспансия» Китая и ее изменения могут привнести новые моменты в его нынешнюю стратегию. Поэтому США признают необходимость пересмотра и дополнения своей ядерной стратегии в отношении Китая чтобы гарантировать достижение целей его сдерживания. При этом следует учитывать, что КНР может использовать несколько вариантов ядерных стратегий.

В разделе, посвященном ядерному сдерживанию отдельных стран, Китай поставлен на первое место, поскольку он усиливает свои возможности угрожать ядерным оружием США, их союзникам и партнерам. Подчеркнуто, что в течение предстоящих лет набор ядерных вариантов, доступных руководству Китая, будет расширяться, позволяя ему потенциально использовать более широкий спектр возможностей для достижения своих целей, в числе которых – ядерное давление и ограниченное применение ядерного оружия. Поэтому Пентагон будет реализовывать в отношении Китая «гибкую стратегию сдерживания» с одновременной демонстрацией силы, которые должны показать, что ему не удастся удержать США от защиты своих союзников и партнеров или принудить их к остановке конфликта на неприемлемых условиях. Средствами, которыми будет обеспечена реализация такой стратегии, названы ядерные боеголовки W76-2 баллистических ракет подводных лодок, размещенные по всему миру бомбардировщики, истребители двойного назначения и крылатые ракеты воздушного базирования. При этом главная цель США – удержать Китай от ошибочных надежд, что он сможет получить преимущества от продолжения развертывания даже ограниченных ядерных вооружений.

Важное место в документе отведено усилению регионального ядерного сдерживания и твердой приверженности США выполнению своих обязательств перед союзниками и партнерами в ИТР в связи с ростом их обеспокоенности развертыванием в Китае ядерного оружия и ракет. Заявлено, что Пентагон будет работать с ними над созданием «смешанных» возможностей, концепций, размещений войск, учений и индивидуальных вариантов сдерживания, а при необходимости – ответа на давление и агрессию со стороны противника. Основой этого авторы документа считают проведение активных консультаций по вопросам расширенного сдерживания для формирования общего подхода при выработке конкретных решений, обмен стратегическими документами и мероприятия по укреплению коллективной региональной безопасности. При этом для повышения уровня консультаций в качестве примера предлагается использовать ведущийся «расширенный диалог» США с Южной Кореей, Японией и Австралией, который следует распространить на другие страны региона. В числе других форм взаимодействия названы регулярные встречи руководителей высокого уровня и консультации по разрешению кризисов. Важной целью авторы обзора считают обмен информацией и диалоги в трехстороннем (США, Южная Корея и Япония) и четырехстороннем формате (плюс Австралия). Полученные в их ходе согласованные выводы и рекомендации могут быть затем напрямую включены в общие стратегии сдерживания и планы действий участников.

Пентагон также заявил, что для сдерживания региональных ядерных конфликтов продолжит размещение в ИТР своих мобильных ядерных сил, включая передовое базирование стратегических бомбардировщиков, истребителей двойного назначения и ядерных вооружений. Также будет продолжена работа с союзниками и партнерами по согласованию вариантов присутствия в регионе других компонентов американского ядерного потенциала, включая визиты атомных подводных лодок с баллистическими ракетами и стратегических бомбардировщиков. Важной целью заявлено более тесное объединение возможностей, а также улучшение синхронизации ядерных и неядерных элементов сдерживания с опорой на неядерные возможности и ресурсы союзников и партнеров, которые США рассматривают в качестве «мультипликатора», усиливающего интегрированное сдерживание.

Одновременно в разделе, посвященном вопросам разоружения, указывается на готовность США к обсуждению с Китаем как в двустороннем, так и многостороннем формате всего комплекса стратегических вопросов, главными из которых названы разрешение военных конфликтов, создание и работа кризисных линий связи, обмен информацией, взаимная сдержанность, снижение рисков, новые технологии и подходы к контролю ядерных вооружений. Однако подчеркнута необходимость обсуждения планов Китая по расширению производства расщепляющих материалов в интересах его растущего ядерного арсенала.

Китай быстро и остро отреагировал на появление обзора. На следующий день после его публикации посол КНР по вопросам разоружения в выступлении на пленарном заседании Первого комитета Генеральной Ассамблеи ООН заявил, что этот документ усиливает конкуренцию крупных держав, блоковую конфронтацию и отражает гегемонистскую логику США, стремящих к абсолютному военному превосходству. МИД КНР отметил, что США, располагающие крупнейшим ядерным арсеналом, безосновательно критикуют Китай и демонстрируют менталитет «холодной войны». В китайских СМИ содержание обзора назвали «шумихой» и «жесткой риторикой», призванной спасти слабеющую гегемонию США. Отмечено, что слова Китай и КНР использованы в обзоре 101 раз, а Россия лишь 89 раз. Резкой критике подверглось утверждение об угрозе со стороны Китая территории США. Подчеркнуто, что вклад Китая в поддержание глобальной стабильности является одним из наиболее весомых и США напрасно тратят свои ресурсы, пытаясь сохранить свою гегемонию в АТР.

Содержание Оборонной стратегии и Обзора ядерной стратегии показывает, что оба документа являются развитием и конкретизацией положений новой Стратегии национальной безопасности США. Пентагон объявил своей главной задачей «предостеречь Китай от рассмотрения агрессии в качестве возможного средства достичь целей, угрожающих американским национальным интересам». При этом указал, что конфликт с КНР является «ни неизбежным, ни желательным». Приоритетом в работе министерства обороны названа поддержка усилий всех американских государственных структур по созданию условий для налаживания взаимодействия с КНР. Однако при этом главным аргументом и средством достижения поставленных целей и задач стала ставка на расширенное ядерное сдерживание Китая через активизацию многостороннего диалога и военного сотрудничества США со странами ИТР. Намерение Вашингтона значительно нарастить и использовать там свое ядерное оружие в случае его применения противником против американских союзников демонстрирует главную стратегическую цель США – укрепление своего военного присутствия и доминирования в регионе. Однако реализация американской ядерной стратегии в предложенном виде лишь ускорит гонку вооружений в ИТР и неизбежный ответ Китая для сохранения там баланса сил со своим главным геополитическим конкурентом.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати