К итогам парламентских выборов в Швеции 2022 г.

766

© Волков А.М., 15.09.2022

Фото с сайта https://mt.newizv.ru

11 сентября 2022 г. в Швеции состоялись очередные парламентские выборы. На них были избраны 349 депутатов риксдага, а также 21 ландстинга и 210 муниципальных собраний. На выборах в риксдаг участвовали кандидаты от 35 партий, в областные администрации – 46, в муниципалитеты – 200. В Швеции национальные, региональные и местные выборы проводятся в установленные сроки – через четыре года после предыдущих – независимо от того, появится ли повод для досрочных выборов.

По итогам предшествующих выборов 2018 г. правительство меньшинства сформировали Социал-демократическая рабочая партия Швеции, получившая 100 мест в риксдаге, и Партия зеленых – 16 мест. В риксдаге их поддержали Левая партия с 28 мандатами, которая, однако, не была приглашена в правительство, и Партия центра (31 мандат). В сумме это составило как раз необходимые 175 мест. В оппозиции оказались Умеренная коалиционная партия (70 мандатов), Народная партия – либералы (20 мандатов) и Христианско-демократическая партия (22 мандата). Правая партия «Шведские демократы» получила 62 мандата и осталась в изоляции.

Формирование правительства происходило в сложной ситуации. Сначала было выражено недоверие социал-демократическому правительству премьер-министра Стефана Лёвена, потом также не прошел лидер Умеренной коалиционной партии Ульф Кристерссон. Затем проходили длительные переговоры между различными партиями, и лишь в январе 2019 г. было подписано соглашение между социал-демократами и зелеными при поддержке Левой партии и Партии центра, в соответствии с которым была достигнута договоренность о единстве в решении некоторых вопросов. Процесс формирования правительства продолжался свыше 4 месяцев.

В июне 2021 г. Левая партия отказалась от поддержки социал-демократического правительства в связи с тем, что С. Лёвен предложил свободное установление арендной платы домовладельцами на новое жилье. Причиной стал рост расходов домашних хозяйств по всей стране и значительный рост цен на недвижимость. До этого государство «в разумной степени» субсидировало арендную плату из-за ее очень высокого уровня. Таким образом, С. Лёвен стал первым премьер-министром с 1958 г., который получил вотум недоверия.

В итоге в ноябре 2021 г. С. Лёвен ушел с постов председателя партии и премьер-министра, который он занимал с 2014 г. Его сменила министр финансов Магдалена Андерссон. Впервые правительство Швеции возглавила женщина.

М. Андерссон родилась в 1967 г., получила высшее образование в Стокгольмской школе экономики (СШЭ), где защитила диплом в 1992 г. В 1997 г. вышла замуж за профессора экономики из СШЭ Ричарда Фриберга, имеет двух детей. В 1996–1998 гг. работала политическим советником премьер-министра, социал-демократа Ёрана Перссона, затем ­– в министерстве финансов, с 2007 по 2009 г. – политическим советником социал-демократического лидера партии Моны Салин. С 2010 г. – директор Налоговой службы Швеции. С 2014 г. – депутат риксдага и министр финансов.

М. Андерссон была избрана лидером партии 4 ноября 2021 г. и премьер-министром 24 ноября 2021 г. Процесс ее прихода к власти проходил не без приключений. В риксдаге за нее проголосовали 117 депутатов, воздержались 57, против – 174. Дело в том, что если против кандидата в премьер-министра не проголосовало большинство (т.е. 175 депутатов), то этот кандидат становится премьер-министром. Затем правительственный проект бюджета был провален абсолютным большинством, был принят бюджет оппозиции, и М. Андерссон ушла в отставку через 12 часов после победы. Через несколько дней, 29 ноября, она уже выступила в качестве кандидата только от социал-демократов и однопартийного правительства меньшинства (зеленые вышли из правительства). Повторное голосование дало следующие результаты: за 101, воздержались 75, против 173; т.е. кроме 100 социал-демократов, «за» проголосовала единственный независимый депутат, ранее из Левой партии, курдская коммунистка Амине Какабаве. А результат был аналогичен предыдущему – М. Андерссон была избрана премьер-министром. Но левое правительство правило страной при принятом бюджете правой оппозиции, что является нонсенсом.

Среди важных партийных новостей за прошедший 4-летний период была смена лидера Левой партии на Нуши Дадгостар 31 октября 2020 г. и либералов на Юхана Персона 8 апреля 2022 г. Зеленые являются единственной партией, имеющей двух руководителей – Пера Болунда (с 4 мая 2019 г.) и Мэрту Стеневи (с 31 января 2021 г.).

В мае 2022 г. Швеция отказалась от традиционной политики неприсоединения и подала заявку на вступление в НАТО. Теперь это решение поддержали социал-демократы и «Шведские демократы», по-прежнему против – левые и зеленые.

Экономика страны в целом развивалась достаточно успешно. После сокращения ВВП в 2020 г. из-за коронавируса на 2,9% в 2021 г. он увеличился на 4,8%. В 2022 г. прогнозируется прирост экономики примерно на 2%. Швеция находится, по некоторым прогнозам, на пороге рецессии. Впервые за долгие годы доходы шведских граждан сокращаются. Основными проблемами экономики Швеции, как и многих других развитых стран, являются рост цен на продовольственные товары, высокие цены на электроэнергию и топливо, повышение процентных ставок. Инфляция превышает 6%, безработица составляет примерно 8%.

Кроме экономических проблем, перед выборами обсуждались проблемы борьбы с оргпреступностью, иммиграции, безопасности и национальной обороны, со школами и здравоохранением. Разгул бандитизма усиливается: в прошлом году наркобанды убили 45 прохожих и 115 ранили, в этом году до выборов – соответственно 44 и 70. Преступность растет на фоне роста иммиграции. Особенно поражает жестокость малолетних преступников. Свыше 60 кандидатов в депутаты имеют связи с байкерскими ОПГ, 289 членов парламентских партий выражали нацистские или расистские взгляды (в том числе 214 от «Шведских демократов», 24 – от социал-демократов).

Все это вело к росту популярности ультраправой партии «Шведские демократы». Западные СМИ длительное время называли эту партию «фашистской» или «имеющей нацистские корни». С ней не хотели иметь ничего общего все остальные партии. Все же руководителю «Шведских демократов» Йимми Окессону удалось переманить избирателей с обоих флангов политического спектра обещаниями, в частности, сокращения миграции. Теперь, в отличие от предшествующих выборов, с ними готовы в большей или меньшей степени сотрудничать умеренные.

Впервые за 20 лет никаких межпартийных блоков перед выборами официально не было. Результаты опросов перед выборами не слишком отличались от результатов выборов четырехлетней давности. Как и четыре года назад, перед самыми выборами «Демократы Швеции» обошли в опросах умеренных. Предвыборная кампания также мало отличалась от прежних. Самым интересным моментом предвыборной агитации были заявления на дебатах лидеров двух ведущих политических сил 8 сентября. Премьер-министр и руководитель социал-демократов М. Андерссон обвинила президента РФ Владимира Путина во всех проблемах с энергоресурсами и инфляции, а лидер умеренных У. Кристерссон сказал, что «всю ответственность за паршивую энергетическую политику несете именно вы»[1], и ни в коем случае не глава российского государства.

В выборах приняло участие 84,1% избирателей. При подсчете голосов ночью после выборов сначала некоторый перевес имели партии левого блока, однако уже через пару часов шаткое преимущество перешло к оппозиции.

По итогам подсчета голосов социал-демократы вновь заняли первое место, увеличив свое представительство до 107 мест и получив 30,3% голосов (на прошлых выборах 2018 г. – 28,3%), а в сумме со своими союзниками – Партией зеленых (18 мест и 5,1% голосов по сравнению с 4,4%), Левой партией (24 места и 6,7% голосов по сравнению с 8,0%) и Партией центра (24 места и 6,7% голосов по сравнению с 8,6%) – получили 173 места в риксдаге. Однако этого оказалось недостаточно.

Ухудшила свои позиции Умеренная коалиционная партия, получив 68 мест и 19,1% голосов (на прошлых выборах – 19,8% голосов). Поражение также потерпели и ее союзники (либералы и христианские демократы), получившие соответственно 16 и 19 мест и 4,6 и 5,3% голосов (на прошлых выборах – 5,5 и 6,3%). В сумме это составило 29% голосов и 103 места в риксдаге.

Самого крупного успеха (+11 мест) вновь добилась крайне правая партия «Шведские демократы». Она увеличила свое представительство в риксдаге до 73 мест и получила 20,5% голосов (на прошлых выборах – 17,5%). Ее популистская и антимигрантская риторика позволила ей впервые стать второй по величине партией в риксдаге и без ее участия стало сложно сформировать правительство.

В сумме правые партии получили необходимые 176 мест.

Подведение окончательных результатов выборов потребовало еще пару дней. Это время было необходимо для подсчета результатов голосования шведов, проживающих за границей (примерно 200 тыс. голосов). До этого минимальная разница между возможными блоками не позволяла говорить об окончательных итогах выборов, поэтому представители партий выступали с осторожными заявлениями.

Несмотря на успех социал-демократов, 14 сентября М. Андерссон признала свое поражение и собралась подать в отставку на следующий день. Парадоксально, что даже при поражении Умеренной коалиционной партии ее лидер 58-летний У. Кристерссон получил шанс возглавить правительство. Если ему не удастся преодолеть разногласия в своем блоке правых партий и сформировать правительство, то это может попробовать сделать М. Андерссон. Результаты выборов дают широкие возможности для самых различных вариантов.

Примечание:
[1] Власти Швеции, а не Путин отвечают за высокие цены на свет — Умеренные. URL: https://regnum.ru/news/polit/3691000.html.

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
18.03.2024

В Российском совете по международным делам (РСМД) прошел ситуационный анализ «Экономический потенциал российско-китайского сотрудничества: возможности и ограничения». Иван Данилин и Сергей Луконин приняли участие в мероприятии.

подробнее...

18.03.2024

Центр европейских исследований ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН  провел семинар, посвящённый вопросам европейских инвестиций. На мероприятии выступил Александр Кулинич с докладом на тему «Инвестиционная сфера ЕС в условиях новых вызовов».

подробнее...

Вышли из печати