Первый саммит Индия – Центральная Азия: начало новой политики в регионе?

1382

used image: Первый саммит «Индия – Центральная Азия» // Internet

© Щедров И.Ю., 25.02.2022

Регион Центральной Азии после смены власти в Кабуле и в процессе фрагментации мировой экономики приобретает всё большее стратегическое значение. Традиционно международные процессы в Центральной Азии рассматриваются с точки зрения «баланса интересов» России и КНР. В этой связи особое значение представляют позиции Индии, которая стремиться играть всё большую роль в международных процессах.

27 января 2022 г. прошла первая встреча на высшем уровне между премьер-министром Индии и президентами стран Центральной Азии – Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Она была организована по инициативе индийской стороны и ознаменовала собой результат продолжительной работы на уровне представителей Советов национальной безопасности и глав МИД. Встреча была приурочена к 30-летию установления дипломатических отношений Индии со странами региона и празднованию Дня республики.

Центральная Азия является частью сферы «расширенного соседства» Индии, куда входят также регионы Персидского залива, Восточной Африки, Юго-Восточной Азии. Изначально сотрудничество со странами «расширенного соседства» определялось экономическими императивами: «открытием» экономики Индии, ограниченностью южноазиатского рынка, потребностью в обеспечении энергетической безопасности. Однако на практике существуют диспропорции в характере и масштабе экономического сотрудничества. В основном оно концентрируется на восточном и западном направлении, с центром в Индийском океане. Так, торговля со странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) составляет 12,7% и 11,5% от всего товарооборота Индии. Аналогичный показатель с пятью центральноазиатскими республиками составляет лишь 0,2% (почти 1,5 млрд долл.).[1] Более того, по состоянию на 2019 г. товарооборот КНР с Центральной Азией превышал индийский почти в 30 раз, а товарооборот РФ – примерно в 22 раза. При этом Индия уделяет большое внимание вопросам политики и безопасности.

В целом историю взаимодействия Нью-Дели со странами региона можно хронологически разделить на две части.

В 1990-е гг. была провозглашена политика «Смотри на Север» (Look North Policy). Изначально она была связана с процессом адаптации внешнеполитического взаимодействия к реалиям пост-биполярной системы и определялась «точечным» подходом, моделью, которая применялась Индией и в других регионах – например, на Ближнем Востоке. Индия использовала политику балансирования с упором на двусторонний формат сотрудничества, который был нацелен на решение оперативных задач.

В 2012 г. была сформулирована новая стратегия под названием «Связь с Центральной Азией» (Connect Central Asia), однако реализовываться она начала лишь в 2015 г., когда премьер-министр Нарендра Моди совершил «историческое», как его окрестила индийская пресса, турне по странам Центральной Азии. Одной из главных причин пересмотра стратегии была слабая динамика экономического взаимодействия.[2] При этом направления взаимодействия не поменялись. Основное внимание уделяется следующим аспектам: взаимодействие на высоком уровне; вопросы безопасности; вопросы энергетики и природных ресурсов; сотрудничество в области медицины и образования; развитие цифровых услуг; вопросы бизнеса и банковского сектора; реализация потенциала транспортного коридора «Север-Юг»; туризм, культурный и научный обмен.

При Н. Моди произошёл переход от «точечного» подхода к многостороннему сотрудничеству, что подтверждается вступлением страны в ШОС, организацией диалога «Индия-Центральная Азия» на уровне МИД (последняя на данный момент встреча прошла в 2019 г.), многоуровневым взаимодействием по вопросам безопасности. Эти изменения связаны с тем, что с увеличением экономического и политического веса Индия стремится играть всё более заметную роль в регионах «расширенного соседства».

Январская встреча лежит в русле этой тенденции. Важным результатом стали достигнутые политические договорённости: стороны условились раз в два года проводить встречи на высшем уровне, которые будут сопровождаться многосторонними диалогами на уровне секретарей Советов безопасности, глав МИД и министерств торговли.[3] Также было выдвинуто предложение создать многосторонний парламентский форум. Предполагается, что организационной поддержкой этого формата будет заниматься новообразованный Центр «Индия-Центральная Азия», который будет выступать в качестве секретариата встреч на высшем уровне. Что касается вопросов безопасности, то стороны договорились создать совместную рабочую группу по Афганистану, обсудили возможность проведения многосторонних антитеррористических учений. Другим важным решением стало создание совместной рабочей группы по порту Чабахар. Было также рассмотрено предложение о включении порта Туркменбаши в коридор «Север-Юг». Этот коридор призван связать Индию и Иран с Россией, странами Центральной Азии и Северной Европы. Транспортная инфраструктура должна сократить срок доставки грузов из Индии в Европу в 2 раза, а потенциал грузовых перевозок оценивается в 14,6–24,7 млн т/год.[4] Индия рассматривает его как возможность увеличить экономическое взаимодействие со странами Центральной Азии, а также создать альтернативу китайской инициативе «Пояса и пути». В этой связи большое значение приобретает проект по развитию порта Чабахар в Иране, который позволит проложить сухопутный маршрут в Афганистан и Центральную Азию, минуя Пакистан. Санкции США в отношении Ирана и нестабильная ситуация в Афганистане существенно замедлили реализацию этого проекта.

Международная конъюнктура актуализировала сотрудничество в области медицины. Индия продвигала инициативу «Одна Земля – Одно Здоровье», которая подразумевает кооперацию в области исследований и разработок, создание цепочек поставок вакцин («вакцинная дипломатия»). Обсуждался вопрос взаимного признания сертификатов о прививках, а также укрепления транспортных связей на фоне COVID-19 (резолюция ГА A/RES/75/313). Индия пообещала предоставить ограниченную финансовую поддержку в рамках продвижения этих проектов. Достигнута договорённость о создании дорожных карт по увеличению объема торговли. В индийской прессе активно обсуждались итоги саммита; ряд СМИ поспешили объявить, что на смену «Связи с Центральной Азией» должна прийти новая политика – «Действуй в Центральной Азии» (Act Central Asia) [5].

Стоит отметить, что за два дня до саммита председатель КНР Си Цзиньпин успел провести аналогичную встречу с теми же участниками, пообещав предоставить странам региона 50 млн доз вакцины, безвозмездную финансовую помощь в размере 500 млн долл., и заявил о желании расширить торгово-экономическое сотрудничество до целевого показателя товарооборота в 70 млрд долл. к 2030 году.[6] Сейчас этот показатель составляет 38,6 млрд долл. Если во время саммита «Индия-Центральная Азия» особое внимание уделялось безопасности и политическому взаимодействию, то на встрече региональных лидеров с Си Цзиньпином в основном поднимались вопросы экономического и инфраструктурного развития. Обращает на себя внимание известный символизм, вложенный китайской стороной в эту встречу: она также посвящена 30-летию установления отношений Китая со странами региона, а МИД КНР сообщил о её проведении лишь за сутки до её начала.[7] По всей видимости, встреча готовилась в спешке, а главной целью было обогнать Индию. В любом случае, основные переговоры в двустороннем формате состоялись на полях Олимпиады.

Подводя итог, можно сказать, что низкие темпы развития совместных инфраструктурных проектов, неубедительная динамика экономического сотрудничества заставляют Индию искать иные методы увеличения присутствия. Нью-Дели сделал ставку на многосторонний формат с упором на вопросы безопасности и политическое сотрудничество. Не имея возможности достичь прорыва в экономических связях, Индия полагается на «мягкую силу», апеллируя к общему историческому прошлому и тесным культурным связям, а также успешным примерам двустороннего сотрудничества. В целом проактивный курс Нью-Дели способствует укреплению сотрудничества со странами Центральной Азии, однако позиции Индии в регионе всё еще очень слабы и пока не соответствуют громким заявлениям о новой центральноазиатской политике, прозвучавшим в индийской прессе.

В перспективе экономическое и политическое присутствие Индии в регионе будет выгодно и России. Более активное участие Индии позволит не только увеличить показатели экономического сотрудничества, но и создаст альтернативу китайской экономической экспансии, которая беспокоит руководство центральноазиатских стран.

Примечания:

[1] Ministry of Commerce. URL: https://tradestat.commerce.gov.in/eidb/iecntq.asp
[2] Keynote address by MOS Shri E. Ahamed at First India-Central Asia Dialogue. Ministry of External Affairs. Government of India. 12.06.2012. URL: https://www.mea.gov.in/Speeches-Statements.htm?dtl/19791/
[3] Delhi Declaration of the 1st India-Central Asia Summit. Ministry of External Affairs. Government of India. 27.01.2022. URL: https://mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/34773/Delhi_Declaration_of_the_1st_IndiaCentral_Asia_Summit
[4] Международный транспортный коридор «Север – Юг»: создание транспортного каркаса Евразии // Евразийский Банк Развития. URL: https://eabr.org/upload/iblock/9c6/EDB_2021_Summary_INSTC_rus-_1_.pdf c 2.
[5] Delhi Declaration at the India-Central Asia Summit: India launches ‘Act Central Asia policy’ // Times of India. 31.01.2022. URL: https://timesofindia.indiatimes.com/blogs/ChanakyaCode/delhi-declaration-at-the-india-central-asia-summit-india-launches-act-central-asia-policy/
[6] Полный текст речи председателя КНР Си Цзиньпина на онлайн-саммите глав государств Центральной Азии и Китая // Синьхуа Новости. 25.01.2022. URL: http://russian.news.cn/2022-01/25/c_1310440535.htm
[7] Xi to chair summit marking 30 years of China-Central Asia ties // Global Times. 24.01.2022. URL: https://www.globaltimes.cn/page/202201/1246808.shtml


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати