Итоги очередной тактической эскалации между Сектором Газа и Израилем

258

© Тюкаева Т.И., Самарская Л.М., 31.05.2021

Одиннадцатидневный, беспрецедентно интенсивный взаимный ракетный обстрел между Газой и Израилем завершился прекращением огня с 2 часов ночи 21 мая при посредничестве Египта. Ситуация нагнеталась с середины апреля – с начала священного для мусульман месяца Рамадан. Помимо стычек с полицией, также происходили нападения на евреев-ультраортодоксов со стороны арабского населения. Эпицентром нынешнего кризиса стал Восточный Иерусалим (район Шейх Джаррах) и резонансное дело о выселении из него нескольких палестинских семей и отторжения их домов в пользу еврейских поселенческих организаций. Последовали арабские протесты в их поддержку, которые за две недели охватили различные районы Западного берега и Газы, учащались стычки палестинцев с израильскими силами правопорядка, а вводимые властями Израиля – из соображений безопасности – ограничения на перемещения и собрания мусульман на Храмовой горе и в Старом городе Иерусалима только подливали масло в огонь. 10 мая ХАМАС, исламистская группировка, контролирующая Сектор Газа с 2007 г., выдвинул властям Израиля ультиматум с требованием вывести свои силы безопасности с Храмовой горы и из района Шейх Джаррах. Позднее, в тот же день был начат ракетный обстрел израильской территории – и ответные удары израильских вооруженных сил по Газе.

За 11 дней из Газы было запущено более четырех тысяч ракет, что немногим меньше, чем за 7 недель операции «Нерушимая скала» в 2014 г. Израиль ликвидировал часть боевой инфраструктуры и некоторых командиров ХАМАС и «Исламского джихада», а также их боевиков. Помимо этого, в Газе полностью или частично разрушены более 200 зданий, пострадали 17 больниц и медицинских центров (в том числе единственный центр, в котором проводилось тестирование на наличие COVID-19), 53 школы. Сообщается о примерно 100 тыс. перемещенных палестинцев, более 200 убитых. Около четверти жителей Газы в связи с повреждениями системы водоснабжения потеряли доступ к чистой воде в своих домах[1].

С израильской стороны сообщается о 12 погибших мирных жителях в результате обстрелов из Газы. Хотя это кажется незначительным по сравнению с количеством жертв с палестинской стороны, даже такие потери воспринимаются в израильском обществе крайне болезненно (в результате войны в Газе в 2014 г. было убито семеро мирных израильтян).

Несмотря на то что масштабы последней по времени эскалации заметно превосходят происходящие с достаточной регулярностью каждые два-четыре года подобные обмены ракетными ударами, она не выходит за рамки сложившегося симбиоза исламистов Газы и израильских правых, имеет тактическое значение и работает на внутриполитические цели непосредственно вовлеченных сторон – руководства ХАМАС и израильских политических лидеров.

Внутриполитический контекст и цели сторон

ХАМАС, инициировавший обмен ракетными ударами, действует в условиях недавно завершившегося «медового месяца» с лидером ФАТХ и Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом, в очередной раз «перенесенных» (фактически – отмененных) последним палестинских парламентских и президентских выборов, а также снижающихся уровней поддержки со стороны даже жителей Газы[2]. Ситуация усугубляется кризисным состоянием социально-экономических условий жизни и здравоохранительной системы на фоне пандемии в Секторе при катастрофическом ослаблении притока финансовой помощи от международных доноров, зависимость от которой для Газы составляет 80%[3].

В сложившихся условиях ХАМАС воспользовался удобным поводом – обострением ситуации в Восточном Иерусалиме и на Храмовой горе – и спровоцировал Израиль на непродолжительную, но масштабную и международно резонансную эскалацию, преследуя две основные цели – политическую и экономическую. Первая заключается в попытке повышения собственных рейтингов среди населения посредством демонстрации своей боевой мощи и позиционирования себя как единственного и реального защитника всех палестинцев – в пику Аббасу. Последний традиционно ограничился осуждениями насилия в отношении палестинцев в Восточном Иерусалиме и призывами к международному сообществу надавить на Израиль – в отличие от ХАМАС, который наглядно продемонстрировал готовность применять силу в ответ на несправедливость в отношении соплеменников. Помимо этого, эскалация также была посылом региональному и международному сообществу – о том, что ХАМАС является силой, с которой необходимо считаться.

Вторая цель – экономическая – направлена вовне. Эскалация была призвана создать международный резонанс, чтобы привлечь внимание к ситуации в Газе и стимулировать финансовую помощь от региональных и международных доноров. Тем более, что дополнительные разрушения и жертвы, ожидаемо последовавшие в результате ответных израильских ракетных ударов по территории Сектора, повышают шансы на проявление щедрости с их стороны.

Израиль, в свою очередь, в течение двух с половиной лет находится в условиях политического кризиса: в марте 2021 г. состоялись четвёртые внеочередные выборы подряд, однако правительственная коалиция не сформирована до сих пор. Одним из ключевых является «фактор Нетаньяху»: нынешний премьер-министр еврейского государства старается использовать все возможности для того, чтобы остаться у власти. Есть мнение, что нагнетание напряжения в Восточном Иерусалиме и на Храмовой горе было не вполне случайным, поскольку активизация арабских протестов делала менее вероятной возможность коалиционного соглашения между еврейскими и арабскими партиями. Однако масштаб обострения, по всей вероятности, оказался не вполне предсказуемым[4].

Одной из новых характеристик нынешней волны палестино-израильского противостояния стали арабские беспорядки в разных городах еврейского государства, происходившие параллельно с обстрелами из Сектора Газа. Ответные акции со стороны крайних еврейских националистов также были, однако в гораздо меньших масштабах[5]. Внутриизраильские беспорядки, с одной стороны, являются проявлением некоторой степени солидарности представителей арабского сообщества с «делом освобождения Палестины», а с другой – его внутренних проблем. Высокий уровень преступности, существенная разочарованность в собственном политическом представительстве (только 7,5% арабского электората оценили деятельность основной из представляющих их интересы партии «Общий список» в течение последних двух лет относительно положительно[6]) – всё это не способствует стабильной обстановке в городах со значительной долей арабского населения.

Определённую роль в нагнетании напряжения в районе Шейх Джаррах играли и еврейские религиозные националисты, представители которых на последних парламентских выборах прошли в Кнессет в составе блока «Религиозный сионизм». Это в некотором смысле легитимизировало их и ввело в общеизраильский политический дискурс. Причём в формировании указанного блока трёх крайне правых партий существенную роль сыграл Биньямин Нетаньяху[7] – это обеспечивало его потенциальными коалиционными партнёрами и не позволяло голосам правых избирателей «пропасть».

В то же время в течение самого кризиса все израильские политические силы – и крайне правые, и центристские, и арабские – вне зависимости их позиции по палестино-израильскому конфликту в целом продемонстрировали единство в осуждении насилия между сообществами внутри Израиля[8]. Глава арабской исламистской партии РААМ Мансур Аббас также заявил, что арабы будут участвовать в восстановлении сожжённых синагог[9].

Какие цели были достигнуты?

Несмотря на то что по завершении обстрелов и вступлении в силу договоренности о прекращении огня, и ХАМАС, и израильское руководство объявили о собственной победе, представляется, что именно первый изначально находился в более выигрышном положении. Главным образом потому, что ни один из реально возможных сценариев развития данной эскалации не мог нанести ущерб позициям группировки как в Газе, так и в целом на палестинских территориях. И умело выстроенный нарратив руководства ХАМАС – как на протяжении активной фазы конфликта, так и по его окончании – является одним из залогов успеха реализации поставленных целей, к которому группировка максимально приблизилась.

Во-первых, хотя на данный момент едва ли можно судить о том, насколько ХАМАС удастся действительно повысить свои рейтинги среди палестинцев, однозначно ясно, что палестинский президент Аббас на протяжении всего нагнетания и непосредственно активной фазы эскалации выглядел крайне проигрышно. Тогда как ХАМАС продемонстрировал возможность наносить массированные удары практически по всей территории Израиля, включая символичные Иерусалим и Тель-Авив, и способность пробить брешь в израильском «Железном куполе», что изначально позиционируется руководством группировки как победа. Сообщалось о столкновениях между сторонниками ФАТХ и ХАМАС в Иерусалиме 21 мая в ходе массовых празднований палестинцами победоносного завершения очередного обострения, атаке против муфтия Иерусалима шейха Мухаммеда Хусейна из мечети Аль-Акса на Храмовой горе (назначаемого непосредственно Аббасом) в ходе пятничной молитвы, а также о некоторых участниках массовых празднований с флагами ХАМАС (масштабы которых, впрочем, не следует преувеличивать).

Во-вторых, эскалация уже привлекла внимание международных и региональных доноров. Правда, основное внимание некоторых, особенно крупных из них, сейчас занимает вопрос выработки механизмов непосредственного предоставления финансовой помощи – чтобы предотвратить использование исламистами этих средств в их военной активности. Так, о готовности предоставить помощь уже заявили Египет, Катар, ЕС, Китай, но главное – США, которые до 2018 г. (когда Дональд Трамп прекратил финансирование БАПОР) являлись самым крупным донором для палестинцев. В частности, Байден в случае одобрения Конгрессом намерен предоставить 75 млн долл. на цели экономического развития палестинцам в 2021 г. Также было объявлено о дополнительных 5.5 млн долл. в качестве экстренной помощи для восстановления Газы и выделении 32 млн долл. непосредственно БАПОР[10].

Несмотря на то, что Израиль также заявил о достижении всех поставленных задач операции «Страж стен», результаты недавнего обострения многие аналитики не воспринимают как однозначную победу. С одной стороны, в нынешней ситуации сложно говорить о долгосрочной израильской стратегии, которая позволила бы полностью решить и проблему обстрелов ХАМАС, и вопрос будущего Сектора Газа в принципе. С другой – массированные обстрелы, которые могли «пробить» «Железный купол», их дальность и количество жертв с израильской стороны показали, что в системе обороны еврейского государства есть слабые стороны, которые противник может активно использовать. И хотя и ЦАХАЛ, и министр обороны, и премьер-министр заявляли о ряде успешных ликвидаций лидеров террористов, об уничтожении части «метро» ХАМАС[11], а общество в целом скорее довольно тем, как была проведена операция в военном смысле[12], масштабы спровоцированной конфликтом социальной нестабильности внутри Израиля свидетельствуют о наличии множества нерешённых проблем.

Кроме того, и политические «дивиденды» от успешно проведённой операции оказались для премьер-министра Нетаньяху не такими существенными, как можно было ожидать. С одной стороны, переговоры его противников из «блока перемен» действительно оказались на время крайне затруднены в силу обострившегося внутри Израиля арабо-еврейского противостояния. Нынешний палестино-израильский кризис разразился вскоре после получения мандата на формирование правительства нынешним главой оппозиции Яиром Лапидом, который вёл переговоры с представителями и правых (еврейских националистических), и арабских партий. С другой, ожидаемого подъёма рейтингов партии премьер-министра «Ликуд» не произошло: проведённые после окончания кризиса опросы общественного мнения показали, что её позиции совершенно не изменились. В то же время уровень поддержки партии «Кахоль-Лаван» министра обороны Бени Ганца несколько вырос и мог бы обеспечить ей десять-одиннадцать мест (при потенциальном проведении новых выборов) вместо нынешних восьми[13].

В условиях недавнего противостояния особенно значимой для Израиля была реакция новой администрации США. Вопреки ожиданиям, отхода от однозначной поддержки права Израиля на самозащиту не произошло. Более того, в самый разгар кризиса СМИ распространили информацию о том, что администрация Джо Байдена одобрила сделку о продаже вооружений Израилю на 735 млн долл.[14] При этом на неофициальном уровне США вели с еврейским государством активные переговоры о прекращении огня[15].

Перспективы развития ситуации

Завершившаяся эскалация не имела какого-либо влияния на перспективы палестино-израильского урегулирования – ни одна из сторон и не ставила такой цели. Очевидно также, что это не последнее подобное обострение ввиду политической «удобности» его регулярности. Массовые протесты и шествия палестинцев (в период эскалации и непосредственного ракетного обстрела, а затем – празднования в день начала прекращения огня) наглядно демонстрируют сплочённость и стремление к единству, существующее в качестве насущной потребности в палестинском обществе. Однако это едва ли способно оказать влияние на внутрипалестинский политический ландшафт, даже если будет использовано политическими оппонентами Аббаса для повышения своих имиджевых очков и рейтингов поддержки.

Массовые внутриизраильские арабские протесты и беспорядки стали новым элементом в палестино-израильском противостоянии. Они ещё больше обострили вопрос, какая идентичность является для арабов еврейского государства основной: израильская или палестинская. На данный момент более вероятным может казаться второй вариант – с учётом выраженного этнорелигиозного характера арабских выступлений (нападения на евреев, поджоги синагог, атаки на еврейскую собственность). Однако на политическом уровне всё не так однозначно. Во время электорального цикла начала 2021 г. партия РААМ, позиционирующая себя как защитницу прав именно израильских арабов, а не палестинцев, решила самостоятельно участвовать в выборах – и прошла в Кнессет, получив 4 места – лишь на два меньше, чем блок «Общий список», от которого она и отделилась. Это показывает, что ответ на вопрос о самоидентификации этой группы израильского общества не вполне однозначен и представляет особый интерес для отдельного исследования.

В то же время разломы между разными этнорелигиозными категориями израильского общества, которые были вновь обнаружены во время майского кризиса, являются серьёзной проблемой, решение которой теперь будет ещё более осложняться воспоминаниями о недавних жёстких столкновениях между ними. Способствовать достижению компромисса могло бы участие арабских партий (или хотя бы одной из них) в создании правительственной коалиции. И хотя подобный сценарий был существенно осложнён недавними арабо-еврейскими столкновениями, он всё ещё может быть реализован.

Примечания:

[1] After the bombing, Gaza struggles to restart power, water, hospitals, markets and fishing for its 2.1m people. 25 May 2021. // OXFAM. HTML: https://www.oxfamamerica.org/press/after-the-bombing-gaza-struggles-to-restart-power-water-hospitals-markets-and-fishing-for-its-21m-people/; The heavy toll of Israel-Hamas war, by the numbers. 24 May 2021. // Al-Monitor. HTML: https://www.al-monitor.com/originals/2021/05/heavy-toll-israel-hamas-war-numbers#ixzz6vxsHRCOh
[2] Public Opinion Poll No (79). 31 March 2021. // Palestinian Center for Policy and Survey Research. HTML: https://www.pcpsr.org/en/node/839
[3] European Civil Protection and Humanitarian Aid Operations. Palestine // European Commission. HTML: https://ec.europa.eu/echo/where/middle-east/palestine_en#:~:text=In%20Gaza%2C%20the%20blockade%2C%203,poverty%2C%20unemployment%20and%20food%20insecurity
[4] Марьясис Дмитрий. Гроза в начале мая: к вопросу о новой вспышке палестино-израильского противостояния. 17 мая 2021. // РСМД. HTML: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/groza-v-nachale-maya-k-voprosu-o-novoy-vspyshke-palestino-izrailskogo-protivostoyaniya/
[5] 10 בתי כנסת שרופים ועבירות רכוש: נזקי המהומות. 16 במאי 2021. (10 сожжённых синагог и имущественные преступления: ущерб от беспорядков. 16 мая 2021.) // Walla! HTML: https://news.walla.co.il/item/3435868
[6] Hermann Tamar, Anabi Or. Majority of Israelis: Netanyahu’s Efforts to Forge Ties with Arab Public Insincere. The Israel Democracy Index for January 2021. 7 February 2021. // The Israel Democracy Institute. HTML: https://en.idi.org.il/articles/33594
[7] Sauvage Grégoire. Itamar Ben Gvir, un ultranationaliste accusé d’avoir attisé les violences à Jérusalem. 14 mai 2021. // France 24. HTML: https://www.france24.com/fr/moyen-orient/20210514-itamar-ben-gvir-un-ultranationaliste-accus%C3%A9-d-avoir-attis%C3%A9-les-violences-%C3%A0-j%C3%A9rusalem
[8] From far-right to Islamist parties, leaders condemn Jewish-Arab violence. 13 May 2021. // The Times of Israel. HTML: https://www.timesofisrael.com/from-far-right-to-islamist-parties-leaders-condemn-jewish-arab-violence/
[9] Mansour Abbas: We will repair synagogues torched by Arabs. 16 May 2021. // The Times of Israel. HTML: https://www.timesofisrael.com/liveblog_entry/mansour-abbas-we-will-repair-synagogues-torched-by-arabs/
[10] Hagedorn Elizabeth. Blinken announces US aid to Gaza, says Hamas won't benefit. 25 May 2021. // Al-Monitor. HTML: https://www.al-monitor.com/originals/2021/05/blinken-announces-us-aid-gaza-says-hamas-wont-benefit#ixzz6vxlt8uxF
[11] Gross Judah Ari. ‘Guardian of the Walls’ wasn’t the resounding victory the IDF had hoped for. 23 May 2021. // The Times of Israel. HTML: https://www.timesofisrael.com/guardian-of-the-walls-wasnt-the-resounding-victory-the-idf-had-hoped-for/
[12] Hermann Tamar, Anabi Or. Israeli’s Assess Operation “Guardian of the Walls”. 24 May 2021. // The Israel Democracy Institute. HTML: https://en.idi.org.il/articles/34565
[13] סקר: הליכוד שומר על כוחו, גנץ מזנק ובנט נחלש. 23 מאי 2021. [Опрос: «Ликуд» сохраняет свою силу, Ганц стартует и Беннет ослабевает. 23 мая 2021.] // Israel HaYom. HTML: https://www.israelhayom.co.il/news/politics/article/1338814/
[14] Alemany Jacqueline, Raji Toby. Power Up: Biden administration approves $735 million weapons sale to Israel, raising red flags for some House Democrats. 17 May 2021. // The Washington Post. HTML: https://www.washingtonpost.com/politics/2021/05/17/power-up-biden-administration-approves-735-million-weapons-sale-israel-raising-red-flags-some-house-democrats/
[15] Madhani Aamer. Biden’s decades-long pattern with Israel: Public support, private scolding. 20 May 2021. // The Times of Israel. HTML: https://www.timesofisrael.com/bidens-decades-long-pattern-with-israel-public-support-private-scolding/


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
18.03.2024

В Российском совете по международным делам (РСМД) прошел ситуационный анализ «Экономический потенциал российско-китайского сотрудничества: возможности и ограничения». Иван Данилин и Сергей Луконин приняли участие в мероприятии.

подробнее...

18.03.2024

Центр европейских исследований ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН  провел семинар, посвящённый вопросам европейских инвестиций. На мероприятии выступил Александр Кулинич с докладом на тему «Инвестиционная сфера ЕС в условиях новых вызовов».

подробнее...

Вышли из печати