Администрация Байдена будет продвигать зеленую энергетику

960

used image: Renewable Energy Development in the California Desert
by Bureau of Land Management // www.flickr.com/photos/mypubliclands/

© Дмитриев С.С., 09.02.2021

Администрация Байдена объявила о своем намерении “возглавить революцию в области чистой энергии, которая приведет к созданию энергетического сектора без выбросов углерода к 2035 году”[1]. Решать задачу ускоренной декарбонизации американского ТЭК предполагается за счет инвестирования в возобновляемые источники энергии – ветряную, солнечную и водородную (обращает на себя внимание отсутствие в этом перечне атомной энергетики и гидростанций), а также в электрификацию транспорта, внедрение энергоэффективных технологий и технологий улавливания CO2. Потребности в инвестициях на указанные цели на предстоящие четыре года ориентировочно определены в 2 трлн долл.

Ключевое значение энергоинициатива Байдена придает модернизации транспортного сектора, на который в США приходится 28% выбросов CO2. В качестве конечной цели ставится выведение страны в мировые лидеры рынка электромобилей. В перспективе считается возможной также электрификация железнодорожного транспорта и авиации. В рамках продвигаемой Вашингтоном инициативы “Покупай американское”, дано указание федеральным госучреждениям закупать для пополнения автопарка исключительно отечественные электромобили. Сейчас их насчитывается всего 3200 при том, что федеральное правительство ежегодно закупает 50-60 тыс. новых автомобилей. При этом не менее 50% стоимости поставляемых федеральным ведомствам электроавтомобилей, должны составлять узлы, части и компоненты, произведенные на американских предприятиях, работники которых объединены в профсоюзы.

Впрочем, на пути реализации этой инициативы ожидаются трудности. Так, Tesla, у которой имеются планы удвоения объемов выпуска – до миллиона и более электромобилей в год – нацелена на наращивание производства за пределами США, а сотрудники ее американских компаний не объединены в профсоюзы. На предприятиях General Motors профсоюзы действуют достаточно активно, но три четверти компонентов для популярной модели Chevrolet Bolt поступают по импорту[2].

Парк электрических зарядных станций предполагается расширить за срок президентства Байдена с нынешних 40 до 550 тыс. Поставку электроэнергии для них должны обеспечить ВЭС на шельфе, выработку электроэнергии на которых намечено удвоить к 2030 г. Однако, критики Байдена не уверены в том, что зеленой электроэнергии хватит для покрытия растущего спроса со стороны электротранспорта. Потребуется также осуществить дорогостоящую модернизацию энергосетей. К тому же, если посчитать совокупный ущерб для окружающей среды, наносимый производством и утилизацией электромобилей и аккумуляторов, может оказаться, что выгоды тотальной электрификации автотранспорта выглядят уже не столь убедительно.

Вместе с тем складывается впечатление, что администрация Байдена не имеет планов обрушить добычу нефти и сланцевого газа, осуществляемую, в том числе, с применением гидроразрыва пласта, наносящего серьезный ущерб экологии. Напротив, поддержание высокого уровня добычи углеводородов рассматривается в качестве важнейшего фактора сохранения энергетической независимости. Одобренные к настоящему времени меры регулирования, за немногими исключениями, затрагивают относительно узкий сегмент нефтегазового комплекса. Временный мораторий (на срок 60 дней) на передачу в аренду новых участков для разведки и добычи углеводородов распространяется на проведение работ только на федеральных землях, в прибрежной акватории Мексиканского залива и в Арктическом национальном заповеднике на Аляске. Запрет не применяется к резервациям для коренного населения и к действующим арендным договорам, т.е. к 76% текущей добычи нефти и газа в стране. Следует также учитывать, что более половины площадей на суше, ранее сданных в аренду, а на шельфе – более трех четвертей, пока не освоены. Кроме того, в распоряжении компаний отрасли имеются 7700 неиспользованных разрешений на бурение.

Чувствительным сюрпризом для американских нефтепереработчиков явился отзыв лицензии на строительство магистрального нефтепровода Keystone XL пропускной способностью 830 тыс. барр. /сутки. Данный нефтепровод стоимостью 9 млрд долл. был предназначен для поставки канадской нефти на НПЗ в штатах Техас и Луизиана. К настоящему моменту проложено лишь 150 км трубопровода из намеченных 1900 км. Вводя запрет, администрация Байдена проигнорировала то обстоятельство, что консорциум обязался потратить 1,7 млрд долл. на инвестиции в ВИЭ для того, чтобы снизить потребности в энергии на эксплуатацию трубопровода. Заготовленные для него 45 тыс. т стальных труб теперь, по-видимому, придется утилизировать[3]. Ободренные успехом, некоторые законодатели в Конгрессе потребовали от Байдена прекратить строительство или эксплуатацию и некоторых других “грязных” трубопроводов.

Впрочем, сторонники преимущественного развития зеленой энергетики настаивают на принятии более радикальных мер – вплоть до использования полномочий Федерального агентства по регулированию энергетики для блокирования новых проектов в углеводородной энергетике. Белый дом уже направил указание правительственным агентствам работать в направлении отмены к 2022 фин. г. субсидий на ископаемое топливо (порядка 40 млрд долл. в год). Президент также поручил правительственным органам изучить влияние на климат добычи нефти и газа на государственных землях, а также сжигания попутного газа и загрязнения акваторий. Прорабатывается вопрос – не следует ли скорректировать размеры роялти, взимаемых за добычу угля, нефти и газа на шельфе таким образом, чтобы они компенсировали наносимый предприятиями экологический ущерб[4]. Демократы в Конгрессе представили достаточно радикальный законопроект о зеленой энергетике (The Green Act), цель которого – расширить использование налоговых льгот для солнечной, ветровой и геотермальной энергетики, технологий, улавливающих углекислый газ, а также электромобилей с нулевым уровнем выбросов. Помимо этого, законопроект предписывает осуществлять регулярный мониторинг данных о динамике выбросов парниковых газов с целью представления этой информации в налоговые органы[5]. В Конгрессе дебатируется также поправка, одобрение которой позволит блокировать проекты бурения с применением фракинга.

Впрочем, в переговорах со своими главными торговыми партнерами Вашингтон, по-видимому, продолжит настаивать на том, что экспорт СПГ является вкладом США в дело борьбы с изменениями климата, хотя убедить их в этом становится все сложнее. Известно, например, что именно под давлением защитников окружающей среды были заморожены долгосрочная сделка по закупке американского СПГ во Франции, а также проекты строительства терминалов для приемки сжиженного газа в Германии и Ирландии.

Администрация Байдена готовится использовать климатическое оружие в качестве важного инструмента дипломатического давления в противостоянии с Китаем, который в представлении Байдена, является “самым серьезным конкурентом” США. Вашингтон уже обозначил направления, по которым США не намерены сотрудничать с КНР. В частности, включение китайского оборудования в американскую критическую энергетическую инфраструктуру и даже закупки китайских солнечных панелей и другого оборудования для зеленой энергетики будут рассматриваться через призму национальной безопасности и соблюдения прав человека в КНР. При этом заявления руководства КНР о планах достичь углеродной нейтральности к 2060 г. воспринимаются в Вашингтоне болезненно – как покушение на заранее обозначенное Байденом будущее лидерство США в зеленой энергетике. По мнению Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, совпадающему с позицией Белого дома, США “должны бросить вызов Китаю, чтобы стать страной, которая первой достигнет нулевых выбросов парниковых газов и будет ведущим поставщиком чистых технологических решений в сфере энергетики в мире”[6].

Выдвигаемые к китайским партнерам экологические требования имеют целью негативно воздействовать на конкурентоспособность их промышленной продукции, поскольку там, где затрагиваются экономические интересы, “конкуренция преобладает над сотрудничеством”. Экологический прессинг уже заставил Пекин согласиться на закрытие 10–20% угольных электростанций и модернизацию еще 60%. Сейчас стране, которая является крупнейшим потребителем угля в мире, предлагается прекратить финансирование любых новых проектов по ископаемому топливу, а в перспективе полностью отказаться от угольных ТЭС, составляющих основу ее электроэнергетики. США выступают также против “необоснованных экспортных субсидий” для китайских товаров, базирующихся на угольных и других технологиях с высоким уровнем выбросов. Утверждается, что запланированное расширение сети нефте- и газопроводов Китая неизбежно увеличит эмиссию СО2. Возобновляются претензии в отношении сохранения избыточных мощностей в сталелитейной промышленности, на которую приходится 15% всех выбросов КНР, а также в производстве цемента. Американская сторона будет настаивать на том, чтобы сельское хозяйство, транспорт и даже производство потребительских товаров в Китае быстрее переходили на безуглеродные технологии.

В задачи американской администрации входит также вынудить Китай отменить субсидии, которые помогли этой стране стать крупнейшим в мире рынком для электромобилей (50% мировых продаж), при том, что Вашингтон намерен увеличить субсидирование электротранспорта. Обсуждаются и такие амбициозные проекты, как введение трансграничного углеродного налога на китайские товары. Кроме того, Вашингтон намеревается также затруднить Пекину “передачу загрязнения окружающей среды” (аутсорсинг выбросов углерода) другим странам и принудить его принять меры к сокращению углеродного следа международных мегапроектов, в том числе в рамках инициативы “Один пояс, один путь”. Вместе с тем, известно, что Байден не исключает возможность “работать с Пекином, если это будет в интересах Америки”. В частности, говорилось о возможности взаимодействия по вопросам климатической политики, что достаточно вероятно, учитывая то обстоятельство, что США, наряду с Китаем, входят в число самых крупных эмитентов парниковых газов в мире (соответственно, 15% и 28%). Кроме того, имеется взаимная заинтересованность в сотрудничестве по новым зеленым технологиям и электротранспорту. Пекин, со своей стороны, также заявлял о готовности работать с новым правительством США, несмотря на имеющиеся разногласия.

Некоторые из пунктов новой формирующейся энергопрограммы Байдена вызывают открытое недовольство со стороны части американских энергетических и промышленных корпораций. Критики его программы убеждены, что стопроцентная декарбонизация – сверхамбициозная и контрпродуктивная задача даже для США. По оценке Американского института нефти, реализация инициатив Байдена в нефтегазовой сфере в полном объеме может привести к потере 1 млн рабочих мест к 2022 г. и сокращению на 9 млрд долл. ежегодных доходов федерального бюджета. Пострадают и бюджеты штатов, зависимых от поступлений роялти от нефте- и газодобычи[7]. Будут ослаблены стимулы для добычи и экспорта нефти и газа, возрастет потребность в импорте тяжелой нефти из стран, которые не разделяют “приверженность (США) высоким экологическим стандартам, и подрывают энергетическую безопасность Америки”, таких как Венесуэла, страны Персидского залива или РФ. На этом основании эксперты института назвали решения Белого дома своеобразным подарком Вашингтона России и ОПЕК+. В случае полного отказа от добычи нефти и газа на федеральных землях и акваториях может сложиться ситуация, при которой пришлось бы приостановить вывод из эксплуатации угольных ТЭС, что противоречит установкам Белого дома на сокращение использования угля при выработке электроэнергии. Кроме того, перевод энергосистемы США на источники с нулевым выбросом углерода может сказаться на потребителях. Подсчитано, в частности, что современное биотопливо обходится в 2 раза дороже авиакеросина и в 6 раз – бункерного топлива, а “зеленый” цемент стоит вдвое дороже обычного[8].

В целом можно ожидать, что в пределах срока действующей администрации энергобаланс США лишь несущественно поменяется в пользу ВИЭ. Сейчас доля ветряной и солнечной энергетики в выработке электроэнергии в США составляет всего 10% (в Китае ненамного меньше – 9%). Согласно базисному сценарию прогноза министерства энергетики США, доля ВИЭ (включая энергию ГЭС) в структуре производства электроэнергии увеличится с 21% в 2020 г. до 42% только к 2050 г. – в основном за счет прироста выработки энергии ветра и солнца. И лишь к 2030 г. ВИЭ превзойдут природный газ и станут основным источником генерации. При этом доля природного газа останется на уровне одной трети от общего объема выработки электроэнергии вплоть до 2050 г.[9] Есть также основания полагать, что изменения в энергетической политике вряд ли существенно отразятся на позиции США в сфере экспорта жидкого топлива и СПГ в среднесрочной перспективе. Следует также иметь в виду, что планы новой администрации потребуют одобрения Конгресса для обеспечения необходимого финансирования. Законодателей может насторожить опыт администрации Обамы, которая в 2009 г. выделила 2,4 млрд долл. на продвижение производства автомобильных аккумуляторов и электромобилей, но получила лишь ограниченные результаты в плане расширения применения электротранспорта.

Примечания:

[1] Fact Sheet: President Biden Takes Executive Actions to Tackle the Climate Crisis at Home and Abroad, Create Jobs, and Restore Scientific Integrity Across Federal Government. Washington, DC, January 27, 2021 \\ https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/01/27/fact-sheet-president-biden-takes-executive-actions-to-tackle-the-climate-crisis-at-home-and-abroad-create-jobs-and-restore-scientific-integrity-across-federal-government/
[2] Biden’s Buy-America Dream Relies on Buying EVs That No One Makes. Bloomberg, January 28, 2021 \\ https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-01-29/biden-s-buy-america-dream-relies-on-buying-evs-that-no-one-makes?srnd=premium-europe
[3] Cancelled Keystone XL Pipeline May Yield 48,000 Tons of Scrap. Bloomberg, January 23, 2021 \\ https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-01-23/cancelled-keystone-xl-pipeline-may-yield-48-000-tons-of-scrap?srnd=premium-europe
[4] Cahill B. Biden Makes Sweeping Changes to Oil and Gas Policy. CSIS. Washington, DC, January 28, 2021\\ https://www.csis.org/analysis/biden-makes-sweeping-changes-oil-and-gas-policy
[5] Frazin R. House Democrats reintroduce green energy tax package. The Hill, February 2, 2021\\ https://thehill.com/policy/energy-environment/537586-democrats-reintroduce-green-energy-tax-package
[6] Ladislaw S. Productive Competition: A Framework for U.S.-China Engagement on Climate Change. CSIS. January 21, 2021 \\ https://www.csis.org/analysis/productive-competition-framework-us-china-engagement-climate-change
[7] API: Limiting Domestic Energy Production Undermines Environmental Progress. API. Washington, DC, January 27, 2021 \\ https://www.api.org/news-policy-and-issues/news/2021/01/27/limiting-domestic-energy-production-undermines-environmental-progress
[8] Gates B. Bill Gates: Here's a Formula that Explains Where We Need to Invest in Climate Innovation. Time, January 22, 2021 \\ https://time.com/5930098/bill-gates-climate-change/
[9] EIA Projects Renewables Share of U.S. Electricity Generation Mix Will Double by 2050. Washington, DC, February 8, 2021 \\ https://www.eia.gov/todayinenergy/detail.php?id=46676


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

26.03.2024

Дина Малышева выступила с докладом «Активизация нерегиональных сил (США/ЕС) в сфере безопасности Центральной Азии» в рамках Международной научной конференции «XII. Безопасность и развитие в Центральной Евразии» в РУДН.

подробнее...

Вышли из печати