Вирус против трудовых мигрантов

197

Saint Petersburg, Russia, Lakhta Center, Workers from Uzbekistan by Ninara // www.flickr.com/photos/ninara/

© Веденеева В.Т., 08.07.2020

Пандемия коронавируса и ее последствия застали врасплох миллионы мигрантов, работающих в России. После введения режима самоизоляции в марте 2020 остановились многие предприятия, в том числе в отраслях, где занято большое число трудовых мигрантов: строительство, ресторанный и гостиничный бизнес, оптовая и розничная торговля. Как и российские граждане, часть иностранцев были уволены или переведены на неполный рабочий день и, как следствие, лишились (полностью или частично) заработков. Потеряли работу 54,3% мигрантов, работавших в гостиничном и ресторанном бизнесе; 35,4% мигрантов, занятых в сфере помощи в домашнем хозяйстве; в торговле – 32,9%; на транспорте и в складском хозяйстве – 28,9%[1]. Причем, если среди российских работников после введения режима самоизоляции работу потеряли почти 10% занятых в «довирусный» период, то среди мигрантов– почти треть[2].

Ситуация в Москве несколько отличается от общероссийской. Прежде всего, в столице иная структура занятости мигрантов: здесь меньше, чем в целом по России, доля работающих в строительстве (25,1%) и торговле (7,2%), но больше – в гостиничном и ресторанном бизнесе (13,9%), помогающих в домашнем хозяйстве (12,7%), работающих в ЖКХ (6,0%), на транспорте и складах (6,4%)[3]. Эти отрасли сильнее всего пострадали в период режима самоизоляции. Другое важное отличие – сроки введения ограничительных мер (самоизоляция) и степень их жесткости. Москва заметно раньше всей России ввела очень строгий режим самоизоляции, в то время как в других регионах (за немногими исключениями) он был введен позже и в облегченном виде. В силу этих причин обвал рынка труда мигрантов в столице произошел раньше и был более значительным, чем в регионах. Если в целом по России потеряли работу 40% мигрантов и 23% россиян, то в Москве потеряли работу 76% мигрантов и 43% россиян[4].

Мигранты оказались в очень сложной ситуации: вернуться домой большинство из них не смогли – границы страны были закрыты, транспортное сообщение прекращено. Их положение усугублялось еще и тем, что многие из них имели неопределенный правовой статус: из-за эпидемии коронавируса не все смогли привести в порядок документы и легализоваться в России к моменту введения режима самоизоляции. Сотни тысяч московских трудовых мигрантов, не имеющих возможности вернуться на родину, могли перейти в категорию нелегалов. В этой ситуации власти пошли на беспрецедентный шаг. 19 марта 2020 года Министерство внутренних дел РФ в лице замминистра МВД утвердило документ, содержавший требования по работе с мигрантами в период распространения коронавирусной инфекции. Всем иностранцам – гражданам сопредельных государств было обещано продлить срок пребывания на территории России даже в том случае, если он уже истек[5].

Документ внушал определенный оптимизм, его сразу же назвали миграционной амнистией. Сотни тысяч мигрантов ринулись в отделения ФМС, стремясь воспользоваться таким удачным шансом. Правда, сделать это оказалось не так просто: по законодательству миграционные карты продлевают только в том случае, если кто-то из москвичей (или жителей Подмосковья) готов зарегистрировать мигранта в своей квартире (доме). Но москвич – хозяин квартиры никогда не пойдёт в полицию ради жильца из Средней Азии, поэтому мигранты, большую часть необходимых документов для своей легализации обычно покупали в полулегальных «юридических» конторах, которые рекламировали свои услуги в Интернете. Однако эти конторы были закрыты на карантин. В итоге от 350 тыс. до полумиллиона трудовых мигрантов только в одной Москвемогли стать нелегалами, которым по закону грозила депортация.

Проблему решил Указ Президента РФ № 274 от 18 апреля[6]. Суть его состояла в следующем: на три месяца, с 15 марта по 15 июня 2020 года, вводилось автоматическое продление документов, разрешающих пребывание на территории России, в это время мигранты могли работать без подтверждения продления патента на работу. Все эти меры (за исключением последней) были пролонгированы новым Указом, № 392, от 15 июня[7], однако работать без патента больше нельзя. Правда, для трудовых мигрантов сделали некоторые послабления: патент должны оформлять независимо от того, какую цель приезда иностранец указал в миграционной карте по прибытии в Россию, а также независимо от времени приезда: если больше трех месяцев назад, то документы на получение патента должны принять без штрафа. Что касается работодателей мигрантов, имеющих разрешение на найм иностранных работников, то по 15 сентября работодатели, выполняющие существующие ограничения и санитарно-эпидемиологические нормы, могут обратиться с заявлением о выдаче или продлении разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Россию по визе. Прежде всего, это касается квалифицированных специалистов, в которых Россия крайне заинтересована.

Какие перспективы ждут трудовых мигрантов? Борьба с вирусом продолжается и еще далека от завершения, восстановление экономики только начинается, уровень безработицы в России растет и по прогнозам экспертов может достичь 7%[8]. Тем не менее, можно предположить, что т.н. «мигрантские» ниши на российском и, в частности, на московском рынке труда, останутся за мигрантами, даже если на эти рабочие места будут претендовать москвичи. Причина проста: труд иностранных работников гораздо выгоднее, поскольку, получая одинаковую с россиянами оплату труда, мигранты имеют более длинный рабочий день и часто работают без выходных.

Примечания:

[1] Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. Высшая школа экономики № 7. 26.06.2020. С. 52. Доступно на: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/375148606.pdf
[2] Гимпельсон В., Капелюшников Р. Карантинная экономика и рынок труда // ЭКОНС. 2 июня 2020. Доступно на: https://econs.online/articles/ekonomika/karantinnaya-ekonomika-i-rynok-truda/
[3] Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. С. 52.
[4] Варшавер Е., Иванова Н., Рочева А. Положение мигрантов в России во время пандемии коронавируса (COVID-19): результаты опроса. Июль 2010. С. 41. Доступно на: https://www.ranepa.ru/documents/06-07-2020-varshaver_.pdf?fbclid=IwAR2pMTXBmDN-jMAI5eHS_veCtLHFHX5mdDhkWww-_2zh7KcDSl6NbUtk1tw
[5] Разъяснения МВД России от 19 марта 2020г. О порядке продления срока временного пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Доступно на: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73679885/
[6] См.: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73813348/
[7] См.: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1380010/
[8] Фаляхов Р. Хуже прогнозов: смогут ли власти накормить безработных. Доступно на: https://www.gazeta.ru/business/2020/04/16/13051309.shtml


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати