Экономика США в условиях пандемии: падение ВВП и рекордный рост числа безработных

1877

Фото: https://www.flickr.com/photos/clairity/43280399270

© Богаевская О.В., 05.05.2020

Ситуация, сложившаяся в экономике США в результате вспышки новой коронавирусной инфекции, является беспрецедентной. В большинстве американских штатов с целью остановить распространение инфекции в середине марта были приняты решения о частичном локдауне, то есть закрытии предприятий и учреждений, деятельность которых не является критичной для поддержания жизненно важных функций. Американцам было предписано оставаться дома и соблюдать режим самоизоляции (разной степени жесткости в зависимости от штата), при возможности продолжая работать дистанционно. В результате экономика столкнулась с шоками как со стороны предложения (закрытие и ограничение деятельности компаний), так и со стороны спроса (резкое снижение доходов, изменение структуры спроса).

Согласно первой официальной оценке[1], реальный ВВП США в I квартале 2020 г. снизился на 4,8% в годовом выражении. Расходы на личное потребление уменьшились на 7,6%, в первую очередь за счет резкого снижения потребления товаров длительного пользования и услуг. Парадоксально, что из всех видов услуг больше всего упало потребление медицинских – на 18%. Это произошло в связи с закрытием огромного количества больниц и медицинских учреждений, не занимающихся лечением COVID-19, что еще больше способствует кризису системы здравоохранения. Лечебные учреждения несут большие финансовые потери и вынуждены увольнять сотрудников (только в марте 2020 г. число занятых в здравоохранении сократилось на 43 тыс., в то время как в предыдущие 12 месяцев число занятых в этом секторе выросло на 374 тыс. человек)[2].

На 5,6% понизился уровень частных инвестиций, в том числе нежилищных инвестиций в основные фонды – на 8,6%. Неожиданно выглядит рост жилищных инвестиций на 21%. Объем экспорта упал на 8,7%, импорта – на 15,3%, а государственные расходы и инвестиции возросли на 0,7%.

Падение ВВП США в I квартале оказалось сильнее, чем ожидалось. В прогнозе Бюджетного управления Конгресса США от 24 апреля снижение ВВП в I квартале оценивалось в 3,5%, с последующим падением на 39,6% во II квартале и ростом на 23,5% и 10,5% в III и IV кварталах. В IV квартале 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. прогнозируется снижение ВВП на 5,6%, а в 2021 г. – рост ВВП на 2,8%[3]. По прогнозу МВФ, опубликованному в апреле 2020 г., в 2020 г. ВВП США сократится на 5,9%, а в 2021 г. вырастет на 4,7%. Однако ситуация сейчас крайне неопределенная и может меняться очень быстро, а вместе с ней и прогнозы.

В I квартале 2020 г. промышленное производство США сократилось на 7,5% в годовом выражении, а объем производства обрабатывающей промышленности – на 7,1%. Наибольшее падение зафиксировано в аэрокосмической промышленности и производстве транспортного оборудования (-41,1%), автомобильной промышленности (-21,7%) и швейной и кожевенной промышленности (-20,6%).

Впечатляющие негативные изменения происходят на американском рынке труда. Уровень безработицы, с сентября 2019 г. по февраль 2020 г. составлявший 3,5-3,6%, в марте возрос до 4,4%. А всего за шесть недель с 16 марта по 25 апреля количество первичных обращений за пособием по безработице достигло 30,3 млн человек, что составляет около 18,6% экономически активного населения. При этом еще в феврале в США насчитывалось 5,8 млн безработных. Для сравнения, рост числа безработных в результате кризиса 2008-09 гг., продолжавшийся с ноября 2007 г. по апрель 2010 г., составил немногим более 8 млн (число безработных возросло тогда с 7,2 до 15,3 млн). С февраля по март 2020 г. более чем на 1,5 млн человек снизилось экономически активное население, и уже ясно, что в апреле это снижение ускорится. По прогнозу Бюджетного управления Конгресса, уровень безработицы во 2 квартале составит 14% и достигнет пика на уровне 16% в III квартале 2020 г., и это довольно оптимистичная оценка, сделанная на основе предпосылок о постепенном ослаблении карантина к июню 2020 г., сокращении числа занятых на 27 млн человек, а экономически активного населения – на 8 млн человек[4].

По данным Бюро трудовой статистики США, в результате непосредственного ущерба от карантинных мер больше всего пострадали ресторанный бизнес, туризм и перевозки, развлекательная индустрия (казино и парки развлечений), персональные услуги (стоматология, уход за детьми, парикмахерские услуги), часть розничной торговли (универмаги, автодилеры), часть обрабатывающей промышленности (самолетостроение и автомобилестроение). На эти отрасли в июне 2019 г. приходилось 20,4% всех занятых в США, а заработная плата в них составляла 12,2% от всей заработной платы в стране[5]. Таким образом, наименее оплачиваемые работники несут непропорциональное бремя от введения карантинных мер.

В сложившейся ситуации критически важными становятся меры государственной помощи, и американским государством принимаются беспрецедентные меры по поддержке населения и бизнеса. С 6 марта по 24 апреля было принято четыре закона, регламентирующих порядок государственной помощи, с общим объемом государственных вливаний в экономику около 2,5 трлн долл. (более 10% ВВП США). При этом объем выделяемых средств стремительно рос по мере понимания серьезности ситуации.

27 марта был принят наиболее масштабный пакет государственной помощи размером 2,1 трлн долл. – Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security (CARES) Act. Около 500 млрд долл. выделяется на поддержку критически важных для национальной безопасности компаний и наиболее пострадавших отраслей, штатов и городов. Из них 454 млрд долл. пойдет на кредиты для компаний, штатов и местных властей через площадку по выдаче кредитов на базе ФРС, 25 млрд долл. – на кредиты авиакомпаниям, 4 млрд. долл. – на кредиты грузовым авиаперевозчикам и 17 млрд долл. – компаниям, имеющим критическое значение для национальной безопасности.

На поддержку малого бизнеса было выделено 380 млрд  долл., из которых 350 млрд долл. – на программу Paycheck Protection Program (PPP). Цель Программы – предоставление малому бизнесу кредитов для выплаты заработной платы, также средства можно использовать для оплаты аренды и услуг ЖКХ. При соблюдении определенных условий (основное из которых – сохранение занятости всех сотрудников в течение 8 недель) кредит можно не возвращать, но для его списания надо подавать отдельную заявку. Программа распространяется не только на малый бизнес, но и на индивидуальных предпринимателей, самозанятых и частные некоммерческие организации. Спрос на кредиты по Программе был настолько велик, что выделенные на нее средства закончились за 13 дней. 24 апреля Конгресс принял Paycheck Protection Program and Healthcare Enhancement Act, предусматривающий, в частности, выделение дополнительно 321 млрд долл. для распределения по Программе, из которых 60 млрд долл. – на целевое финансирование наиболее мелких заемщиков. Поскольку при распределении первого транша были выявлены злоупотребления (в частности, кредиты получили некоторые крупные компании), министр финансов С. Мнучин заявил, что все компании, получившие более 2 млн долл., будут проверены. Некоторые компании возвратили полученные кредиты, не дожидаясь аудита.

В рамках CARES Конгресс также принял решение о прямой поддержке американских домохозяйств с помощью «вертолетных денег». Все американцы с годовым доходом до 75 тыс. долл. в год (150 тыс. для семейных пар) получат 1200 долл. в качестве единовременной выплаты, для лиц с более высокими доходами размер выплачиваемой суммы уменьшается, и помощь не выплачивается при годовом доходе свыше 99 тыс. долл. (198 тыс. для семей). На каждого ребенка единовременно выплачивается 500 долларов. Из федерального бюджета на эти выплаты выделено 290 млрд долларов.

Размер пособий по безработице во всех штатах увеличен на 600 долл. в неделю до июля 2020 г. включительно. Длительность выплаты пособий также увеличена на 13 недель, то есть примерно до конца 2020 года[6]. Сильно расширены критерии для имеющих право на пособие: теперь в них включены самозанятые, ищущие работу на неполный рабочий день и другие категории безработных. На дополнительные выплаты безработным из федерального бюджета выделяется 270 млрд долларов.  

К другим важным составляющим пакета государственной помощи относятся налоговые инструменты (льготы, списание и отсрочка уплаты некоторых налогов), финансирование больниц (как принимающих больных COVID-19, так и закрывшихся в результате локдаунов), финансирование тестирования на новую коронавирусную инфекцию и исследований по разработке вакцины, увеличение финансирования программы продовольственной помощи и программы «медикейд», частичное возмещение затрат работодателей по предоставлению оплачиваемого больничного.

Принимаемые меры, многие из которых являются элементами социальной помощи, одновременно направлены на поддержание платежеспособного спроса и стимулирование экономики. Поддержка бизнеса и занятости критически важна еще и потому, что основная часть негосударственных медицинских страховок в США полностью или частично оплачивается работодателем и теряется с потерей работы.

Мощнейшую поддержку экономики по отработанной во время кризиса 2008-09 гг. схеме осуществляет ФРС. Центробанк вернулся к сверхмягкой монетарной политике с использованием нетрадиционных методов монетарного воздействия. После двух экстренных снижений, произведенных 3 и 15 марта, целевой уровень ставки по федеральным фондам находится в минимальном диапазоне 0-0,25%. С целью поддержания низких ставок и ликвидности было возобновлено количественное смягчение (покупка Центробанком государственных ценных бумаг), которое ФРС впервые использовала для борьбы с последствиями кризиса 2008-09 гг. С середины марта ФРС возобновила масштабные покупки ценных бумаг, не объявляя возможных сроков их окончания. В результате резко возрос баланс ФРС. В начале сентября 2019 г. его размер составлял примерно 3,7 трлн долл. (минимум после кризиса 2008-09), к декабрю 2019 г., после интервенций на рынке репо еще до начала коронакризиса, он увеличился до 4,1 трлн долл., а с началом количественного смягчения в марте 2020 г. начался резкий рост, и по состоянию на 27 апреля величина баланса ФРС превышает 6,65 трлн долл., что является его абсолютно максимальным значением[7]. Никогда в истории не было и такого резкого увеличения баланса ФРС (более чем на 60% за семь недель)[8].

В мероприятиях по смягчению экономических и социальных последствий кризиса задействованы президент, Конгресс, министерство финансов, ФРС и различные министерства и ведомства. Помощь распределяется через существующую сеть социальных программ (пособия по безработице, программу продовольственной помощи, программу Medicaid, существующую систему кредитования малого бизнеса). 

В связи с неясностью перспектив развития пандемии, невозможностью точно предсказать масштаб и продолжительность принимаемых мер по борьбе с инфекцией и их эффективность, и глобальным характером кризиса имеется огромная неопределенность в отношении продолжительности и тяжести экономического спада в США. Помимо прямого ущерба, нанесенного закрытием огромного количества компаний, принятие карантинных мер ведет к разрушению устоявшихся партнерских связей, изменению структуры спроса и к другим косвенным потерям, которые будут тем больше, чем дольше продлится карантин. Часть структурных изменений уже назрела, и кризис может ускорить многие уже существовавшие тенденции и процессы и привести к росту одних компаний и секторов и упадку или значительной перестройке других.

Примечания:
[1] Gross Domestic Product, First Quarter 2020 (Advance Estimate). News Release. Bureau of Economic Analysis. U.S. Department of Commerce. Available at: https://www.bea.gov/system/files/2020-04/gdp1q20_adv_2_0.pdf
[2] The Employment Situation – March 2020. News Release. Bureau of Labor Statistics. U.S. Department of Labor. Available at:  https://www.bls.gov/news.release/pdf/empsit.pdf
[3] CBO’s Current Projections of Output, Employment, and Interest Rates and a Preliminary Look at Federal Deficits for 2020 and 2021. Available at:  https://www.cbo.gov/publication/56335
[4] Ibid.
[5] M. Dey, M.A. Loewenstein. How many workers are employed in sectors directly affected by COVID-19 shutdowns, where do they work, and how much do they earn? Monthly Labor Review. April 2020. Available at: https://www.bls.gov/opub/mlr/2020/article/covid-19-shutdowns.htm
[6] В конце 2019 г. средний размер пособия по безработице составлял 378 долл. в неделю (от 213 до 555 долларов в разных штатах), длительность выплаты пособия в большинстве штатов – 26 недель.
[7] Предыдущий максимум (4,5 трлн долл.) был зафиксирован после завершения третьего раунда количественного смягчения в октябре 2014 г., после чего размер баланса оставался на этом уровне до осени 2017 г., когда началось его постепенное снижение

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати