Brexit и наука

1976

© 05.07.2016, Шелюбская Н.В. 

https://www.flickr.com/photos/realboyle/

Выход Великобритании  из Евросоюза окажет драматическое влияние не только на экономику и финансы  страны, но и на развитие науки и инноваций. Этот шаг будет иметь далеко идущие последствия для финансирования ИР, поддержки молодых специалистов, развития рынка научных кадров, образования, стимулирования малого инновационного предпринимательства, международной кооперации, охраны интеллектуальной собственности, регулирования. Как считает Нобелевский лауреат Пол Нерс (Poul Nurse), глава Института Френсиса Крика, бывший президент Королевского общества, результаты референдума - это «неблагоприятный исход» (poor outcome) как для английской науки, так и Британии, и британским ученым и научной сфере предстоит «тяжелый путь» выживания в условиях изоляционизма.

Отказ от членства в ЕС может лишить науку Великобритании значительной  грантовой поддержки. В настоящее время страна является вторым после Германии получателем средств  на исследования и разработки от Союза. За период  2007-2013 гг. Великобритания вложила в общие исследовательские проекты 5,4 млрд. евро, а получила из фондов ЕС – около 8,8 млрд. евро. То, что британский научный сектор, прежде всего университеты,  лидирует в получении европейских грантов, свидетельствует о высоком уровне исследований. Гранты ЕС компенсируют недостаточное финансирование ИР со стороны государства и частного бизнеса (национальные расходы на ИР составляют 1,7% ВВП, для ЕС28 в среднем – 2,4%). Общий размер конкурсного европейского финансирования  британской науки составляет около 1/3 государственного финансирования.  Научные области,  где Великобритания достигла серьезных успехов, в значительной степени зависят от грантов Брюсселя (доля европейских грантов в  общем финансировании  в нанотехнологии достигает 60%, онкологии - 40%, ИКТ – около - 30%). А социальные, экономические и гуманитарные исследования практически полностью зависят от европейских грантов ЕС (94%), и в их отсутствии будут прекращены. Если британское правительство не сможет восполнить «потерянные» гранты, сумма которых, по некоторым оценкам, составляет около 1 млрд. фт.ст. (1,4 млрд. долл.) в год, национальную науку ждут серьезное сокращение кадров и программ.

Конечно, выход страны из ЕС не ведет к автоматическому исключению из панъевропейского сотрудничества.  Еврокомиссар  по науке и инновациям  Карлос Моедас  подтвердил, что с юридической точки зрения, референдум пока ничего не изменил.   До конца переговоров Великобритания обладает всеми ранее предоставленными правами и несет все обязательства, поэтому в течение двухлетнего периода переговорного процесса британские ученые смогут продолжать работу в проектах «Горизонт 2020» и получать новые гранты. Но Великобритания уже не сможет участвовать в разработке 9-ой Рамочной программы ИР, а если она получит статус ассоциированного члена Программы, то сможет участвовать в проектах только в рамках оговоренного взноса, как и  другие 15 стран-не членов ЕС, подписавших соглашение об ассоциации. Однако эксперты опасаются, что в условиях неопределенности,  отсутствия внятных «правил игры» и методики выхода из ЕС, уже  в ближайшее время может произойти  сокращение грантов.

Другая часть проблемы в  связи с  Brexit - дальнейшее нахождение в Великобритании специалистов из других стран-членов ЕС и трансграничное перемещение исследователей. В настоящее время  в британских университетах  работает около  30 тыс. человек из других стран ЕС (16% всех сотрудников). Возникает вопрос, как предотвратить превращение “brain circulation” в  “brain drain”.  Мартовский опрос, проведенный журналом Nature,  показал, что 40% университетских сотрудников были готовы уехать из страны в случае  Brexit. Готовы перебраться в другие страны и технологические и цифровые старт-апы из Лондона вслед за венчурным капиталом.

 Выход Великобритании из ЕС повлечет за собой изменение инновационной экосистемы всего европейского региона. Негативные результаты референдума подняли на поверхность огромный пласт проблем возможного «развода» с ЕС, связанных с глубокой встроенностью научно-технического сектора Британии в европейскую интеграцию. В частности, неясно, как будет строиться  участие страны в европейской исследовательской ядерной программе, в создании единой европейской научной инфраструктуры, и прочих программах. Уже обсуждается, куда – в Швецию, Данию или Италию может переехать из Лондона медицинский регулятор - Европейское медицинское агентство (European Medicines Agency – EMA), в котором работает 890 человек. Великобритания до сих пор не ратифицировала Соглашение о Едином европейском патенте, и пока она не выйдет из ЕС, Единый патент не может вступить в силу.

Для ЕС выход Великобритании означает потерю крупного игрока, вносящего серьезный вклад в разработку единой политики, одного из главных субъектов панъевропейской кооперации. Европа лишится лучших исследовательских институтов, что значительно снизит ее роль в научном мире. Пострадают периферийные европейские страны, утратив  возможности укреплять свой научный потенциал благодаря сотрудничеству с сильными британскими партнерами (например, Португалия). Затормозится интеграционный процесс (формирование Инновационного Союза и Единого европейского инновационного пространства, запланированного на 2020 г.,  переход к Единому европейскому патенту, намеченного на 2017 г., энергетического Союза и т.д.), что приведет к дальнейшей потере позиций в  конкурентной борьбе с новыми  быстро растущими странами. В следующем бюджетном периоде ЕС будет вынужден или увеличивать взносы стран-членов или сокращать финансирование программ, в частности 9-ой Рамочной программы и прочих панъевропейских инициатив. Визовые проблемы могут разрушить процесс формирования синергетических связей между партнерами, складывавшихся годами.

Гипотетически, ряд европейских стран может выиграть от Brexit, в частности, произойдет концентрация научных ресурсов в центре Европы.   Офисы международных европейских научных организаций переедут из Великобритании на континент, сократится отток квалифицированных специалистов в британские университеты и центры, особенно из стран Восточной Европы (но это не означает, что они не уедут в другие страны). Однако этот кратковременный эффект  несопоставим с масштабами негативных последствий для развития единой инновационной Европы. 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати