Обрабатывающая промышленность и инфраструктура - предмет особого внимания государства

8691

 © 29.06.2014, Клинова М.В.

26 июня 2014 г. правительство одобрило подготовленный министерством промышленности и торговли проект закона «О промышленной политике в Российской Федерации», в котором в целях модернизации производства предусмотрена государственная поддержка инвестиционной активности субъектов промышленной деятельности и организаций инфраструктуры. Документ внесен в Государственную Думу распоряжением № 1140-р.

Проблема экономического стимулирования развития обрабатывающей промышленности и инфраструктуры налицо и у Европейского Союза (ЕС). В январе 2014 г. наднациональный орган исполнительной власти Евросоюза, Европейская комиссия (ЕК) опубликовала документ «О промышленной политике». Задача содействия развитию промышленности актуальна для Европы на фоне неблагоприятного положения в этой сфере - ввиду конкуренции со стороны крупных быстро развивающихся стран, а также в сравнении с ключевыми развитыми партнерами, в частности, с США. В США в 2013 г. (начиная с 2010 г.) промышленное производство восстанавливалось, а в ЕС оно продолжало сокращаться (с 2012 г.). В ЕС к 2020 г. стоит задача поднять вклад обрабатывающей промышленности в ВВП с нынешних 15% до 20%.1 По данным Евростат, норма вложений в основной капитал сократилась с 21% в 2008 г. до 17,3% ВВП в 2013 г.2

ЕС уступает Соединенным Штатам и по производительности труда в обрабатывающей промышленности. В кризисном 2009 г. в США этот показатель прирос на 2,1%. Разрыв с ЕС увеличился, поскольку там отмечено снижение на 1,6%.3 Показатель европейской производительности, ВВП в расчёте на человеко-час в 2009 г., составил 30,8 евро (71% от уровня США).4 Страны ЕС отстают и по расходам на научные исследования и разработки (НИР), и разрыв увеличивается. Европа инвестирует в НИР на 1 п.п. ВВП меньше, чем США, и на 1,5 п.п. отстаёт от Японии (соответственно 1,9 против 2,8 и 3,4% ВВП).5

В обрабатывающей промышленности в ЕС занятость сокращается на протяжении первого десятилетия XXI в. Отчасти сокращение компенсируется созданием рабочих мест в обслуживающих обрабатывающие предприятия отраслях. На обслуживание приходится примерно половина вновь создаваемых рабочих мест. Во время рецессии 2008-2013 гг. занятость в обрабатывающей промышленности сократилась с 24,8% до 22,4% от общей численности занятых в производстве ВВП.6

Кризис доказал потребность в долговременной стратегии возрождения европейской промышленности. Конкурентоспособность предприятий можно поддержать различными мерами, не нарушая положенного в основу ЕС принципа конкуренции. Предусмотрена координация политик европейских стран в сфере НИР, образования, профессиональной подготовки.

В целях улучшения инвестиционного климата во многих странах ЕС проводится политика снижения ставок налогов на прибыли корпораций. В 1995-2013 гг. в среднем по ЕС ставка налога на прибыли корпораций снизилась с 35,3 до 23,2% (почти на 12 п.п.). Среди крупных стран она самая низкая у Великобритании, где происходит дальнейшее снижение (с 33 до 23%, на 10 п.п.). На втором месте ФРГ, у которой наиболее значительна динамика сокращения этого налога: с 56,8% до 29,8% (на 27 п.п.). В Италии – с 52,2 до 31,4% (более чем на 20 п.п.). Вялая динамика во Франции: сначала снижение с 36,7 до 34,4% (2011 г., 0,6 п.п.), затем повышение до 36,1%. Минимальны ставки у малых стран: у Болгарии и Кипра (10%), Ирландии (12,5%), Латвии и Литве (по 15%), Румынии (16%), Словении (17%).7

Выход из сложившейся ситуации в ЕС видится и в развитии современной формы партнёрства государства и частного капитала – государственно-частного партнёрства (ГЧП), в том числе в высокотехнологичных отраслях на уровне не только отдельных стран, но и ЕС в целом. Значительные средства, около 80 млрд евро, Еврокомиссия направляет на поддержку инновационных проектов до 2020 г., в том числе на ГЧП. Ещё 100 млрд составят инвестиции в эту сферу стран-членов через Структурные фонды ЕС.8 Необходимо сотрудничество с применением новых инструментов, соединяющих частные и государственные средства.

На 2014-2020 гг. в рамках программы «Горизонт 2020» бюджет поддержки ГЧП в программе «Заводы будущего» составляет 1,15 млрд. евро. Общая сумма «Горизонт-2020» 2014-2020 гг. на 58% выше предыдущего финансирования в рамках Многолетней финансовой программы 2007-2013 гг. «Горизонт-2020» обойдется бюджету ЕС в 15,7 млрд евро ежегодно и 110 млрд евро в конечном итоге. Из этих средств 23 млрд евро будут потрачены на обеспечение инновационного развития промышленности.9

С помощью ГЧП Еврокомиссия оказывает финансовую поддержку НИР. Новое контрактное ГЧП SPIRE (Sustainable Process Industry through Resource and Energy Efficiency) с ориентировочным бюджетом на 2014-2020 гг. в 900 млн евро нацелено на сокращение потребления энергии на 30% и невозобновляемого сырья – на 20%.10 SPIRE направлено на поддержку действующих ГЧП-программ «Заводы будущего», «Зелёные автомобили», «Энергоэффективное строительство».

SPIRE охватывает восемь отраслей обрабатывающей промышленности, включая наукоёмкие комплексы химического производства и машиностроения. SPIRE также способствует созданию новых рабочих мест. В этих отраслях действуют 450 тыс. компаний с 6,8 млн рабочих мест. Они представляют 20% европейской обрабатывающий промышленности.11 На промышленность приходится свыше четверти энергопотребления в Европе.12

Производство в этих отраслях зависит от наличия ресурсов (энергии, сырья, воды), поэтому достижение устойчивого развития обрабатывающей промышленности, повышение её конкурентоспособности на глобальном рынке связано с обеспечением ресурсо- и энергоэффективности.

Инфраструктура ЕС, особенно трансграничные сети, также нуждается в финансовой поддержке. Совместная инициатива проектных облигаций (Project bond initiative), принятая Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Еврокомиссией, нацелена на стимулирование инвестиций со стороны институциональных инвесторов – паевых инвестиционных фондов, страховых компаний, суверенных инвестиционных фондов, пенсионных фондов – в масштабные проекты (в транспортной сфере, энергетике, ИКТ). ЕИБ выступает гарантом по облигациям, выпускаемым сторонами ГЧП. Инвестиционные потребности инфраструктуры ЕС до 2020 г. Еврокомиссия оценила в 2 трлн евро. По данным ОЭСР, до 2030 г. Европа должна вложить в инфраструктуру 9,1 трлн долл., большей частью частных инвестиций.13 Их привлечение – важная задача, особенно с учётом того, что в 2007-2013 гг. проекты транспортных сетей более чем наполовину финансировали государства.14 В транспортной сфере в рамках общеевропейской программы финансирования инфраструктуры Connecting Europe Facility на каждый 1 млн евро затраченных на уровне ЕС предусмотрены 5 млн средств государств стран-членов и 20 млн от частного сектора.15 С применением в этой сфере ГЧП в странах Евросоюза связывают обеспечение развития промышленности и инфраструктуры. Очевидно, опыт ЕС – сигнал для России, побуждающий государство стимулировать инвестиции в ключевые для экономики сферы.

Примечания:

1 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. Public-private partnerships in Horizon 2020: a powerful tool to deliver on innovation and growth in Europe. Brussels, 10.7.2013. Р. 2.

2 Рассчитано по: GDP and main components – volumes (http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/national_accounts/data/database).

3 Labour productivity – annual data (http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/national_accounts/data/database).

4 Labour productivity – annual data (http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/national_accounts/data/database).

5 2014 Global R&D Funding Forecast. 2013. Dec. Р. 7, 12.

6 Employment growth and activity branches – annual averages (http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/employment_unemployment_lfs/data/database).

7 Taxation Trends in the European Union. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013. Р. 38.

8 Communication de la Commission au Parlement Européen, au Conseil, au Comité économique et social européen et au Comité des régions «Pour une renaissance industrielle européenne». Bruxelles, le 22.1.2014. Р. 10 (http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2014:0014:FIN:FR:PDF).

9 2014 Global R&D Funding Forecast. 2013. Dec. Р. 17.

10 Commission Staff Working Document «Advancing Manufacturing – Advancing Europe». Report of the Task Force on Advanced Manufacturing for Clean Production. Brussels, 19.3.2014. Р. 12.

11 Sustainable Process Industry PPP: efficient and smart processes meeting the needs of tomorrow. European Commission, 2013 (http://ec.europa.eu/research/press/2013/pdf/ppp/spire_factsheet.pdf)

12 SPIRE: Sustainable Process Industry. European Industrial Competitiveness through Resource and Energy Efficiency (http://www.suschem.org/documents/document/20120124124146-sustainable_process_industry_1209c(1).pdf).

13 http://www.fcpf.ru/site/data/uploaded/projects/EU_article.pdf

14 Mid-term evaluation of the TEN-T. Programme (2007–2013). Final Report. Brussels: European Commission, 2011. March. Р. 63.

15 Connecting Europe: The new EU core transport network (http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-11-706_en.htm).


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати