Президентские выборы в Литве

1904

© 27.05.2014,   Оленченко В.А.

25 мая 2014 г. в Литве прошел второй тур президентских выборов, в котором предсказуемо победила нынешний президент страны  Даля Грибаускайте.

Второй тур совпал по датам с двумя другими более значимыми избирательными событиями: выборами в Европарламент и президентскими выборами на Украине. В силу этих обстоятельств избирательная кампания в Литве и ее результаты оказались как бы в тени и не получили широких региональных и международных комментариев.

В этом свете может показаться несколько надуманным вынесение темы литовских выборов в фокус рубрики актуальных комментариев нашего Института. Однако, учитывая то, что Литва остается непосредственным географическим соседом России, а ее внешняя политика характеризуется конфронтационностью на российском направлении, рассмотрение хода и результатов президентской избирательной кампании представляют далеко не отвлеченный интерес.

Кроме того, порядок выборов президента Литвы отличается от того,  как избирают президентов в Латвии и Эстонии. Со времени обретения прибалтийскими республиками  независимости в начале 90-х годов ХХ столетия в Литве президента выбирают прямым голосованием, а в Латвии и Эстонии это делают депутаты местных парламентов: Сейма и Риикогу. С этой точки зрения избирательная президентская кампания в Литве может представить собой интерес как индикатор политических тенденций не только в Литве, но и в целом в Прибалтике.

В частности, факт избрания, а точнее переизбрания президентом Литвы Д. Грибаускайте только во втором туре дает основание для нескольких выводов.  Первое – это восприятие литовским населением ее как руководителя государства. В первом туре Д. Грибаускайте отдали 45,89% голосов из числа 52,14% принявших участие в голосовании, то есть только четверть электората она устроила как президент страны. Второе – это оценка избирателями литовской внешней политики за последние пять лет (предыдущие выборы прошли в 2009 г.), так как ядро президентских полномочий составляет внешнеполитическая деятельность. Результаты голосования свидетельствуют, что три четверти электората далеки от  согласия с проводимой ею внешней политикой.

Второй тур для Д. Грибаускайте практически не изменил показатели первого тура, хотя предполагался потенциал их улучшения. Большая часть ее конкурентов из первого тура находилась на одном или близком политическом поле и можно было бы ожидать консолидации их электората вокруг Д. Грибаускайте. Однако это не произошло. Во втором туре снизилась явка избирателей – до 45% с 52% в первом туре, но возросло число подавших за нее голосов с 45% в первом туре до 55%. В целом объем ее избирательной поддержки во втором туре остался таким же, как и в первом туре – примерно одна четверть от национального электората.

Местные и сторонние эксперты отмечают, что Д. Грибаускайте является последовательным сторонником евроатлантизма с упором на его антироссийской составляющей. Следовательно, показатели ее поддержки избирателями можно воспринимать как свидетельство девальвации идеологии евроатлантизма в Литве особенно в свете того, что на предыдущих выборах (2009 г.) она получила почти 69% голосов.

В пользу этой версии говорит и то, что ее соперник во втором туре З. Бальчитис, представляющий Социал-демократическую партию, стоящую на позициях левоцентризма, во втором туре (42%) почти утроил свои результаты по сравнению с первым туром (14%).

В более широком плане можно уверенно констатировать, что в последние годы прибалтийские центристские и левоцентристские партии усиливают свои  позиции. Так, на парламентских выборах в Литве в октябре 2012 г. большинства в местном Сейме добилась социал-демократическая партия, получившая право сформировать коалиционное правительство, действующее по настоящее время. В июне 2013 г. на прошедших в Латвии муниципальных выборах в Риге большинство мест в думе получило объединение «Центр согласия», представляющее интересы здравомыслящей части населения,  как из числа латышей, так и русскоязычных. В марте  2014 г. произошло мягкое переформатирование политического содержания эстонского правительства. Составляющая ее основу правоцентристская Партия реформ дезавуировала коалицию с консерваторами (партия Союз отечества и Res Publica) и создала новое коалиционное правительство с  социал-демократами.

Приведенные факты свидетельствуют еще об одной тенденции – о стремлении прибалтийских правых приспособиться к новой ситуации и там, где возможно, пойти на союз с левыми, разумеется, временный и, разумеется, по тактическим соображениям.

Переизбрание Д. Грибаускайте может во внутриполитической жизни Литвы привести к обострению межпартийной борьбы. Она олицетворяет правые силы страны, а нынешнее правительство (с ноября 2012 г.) – центристские и левоцентристские. В течение 2013 года и первой половине 2014 г. и те и другие проявляли определенную сдержанность в преддверии президентских выборов и выборов в Европарламент с тем, чтобы не портить себе репутацию среди нейтрального электората. Другой причиной предполагаемого усложнения отношений между президентом и правительством может стать сохраняющаяся социально-экономическая напряженность в стране и дискуссии о том, как добиться экономической стабильности. Следует учитывать и то, что Д. Грибаускайте придерживается жестких методов администрирования и не терпит инакомыслия.

Во внешнеполитическом плане можно ожидать продолжения линии Д. Грибаускайте на ограничение развития российско-литовских связей, прежде всего, в области энергетики. Видимо,  как и раньше, будут систематически звучать антироссийские высказывания с ее стороны, которые при удобном случае будут сопровождаться недружественными акциями. Д. Грибаускайте уже призвала руководство НАТО к расширению военного присутствия на территории Прибалтики, в частности, она предложила расквартировать в Литве на постоянной основе подразделения американской армии.

Понятно, что при таком подходе России будет крайне затруднительно вести конструктивный диалог с Литвой.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати