Главная > Модели > Китай: модель импорта природного газа (июнь 2016 г.)
Сценарии экономического роста:
Сценарии политики КНР:
Ограничения на трубопроводы:
Туркменистан:
Россия:

Описание модели:

В отношении перспектив природного газа в Китае существует высокая неопределенность. Неопределенность касается спроса, добычи и импорта природного газа. В 2020 г. разрыв между максимальным и минимальным сценарием энергетических агентств (ЦЭИ ИМЭМО, МЭА, Институт экономики энергетики Японии) составляет 51 млрд. куб. м, а к 2035 г. достигает 178 млрд. куб. м.

Факторами неопределенности прогнозной динамики спроса на газ в Китае выступают: 

• неясность относительно ближайших и долговременных перспектив экономического роста. Экономика КНР замедляется, новая модель роста еще не сложилась, т.е. может произойти как резкий обвал, так и постепенное снижение темпов экономического роста;

• межтопливная конкуренция. В данный момент Китай начал проводить  более жесткую экологическую политику, соответственно будет происходить выбор между собственным сравнительно дешевым углем и природным газом;

• внутренние цены на газ регулируются, потребление газа оказалось высоко чувствительно к уровню цен. Цены регулируется государством, снижаются последние несколько лет, их будущее определяется государственной политикой Китая.  

Высоко неопределенны и перспективы собственной добычи газа. Мы исходим из того, что существенных прорывов в добыче сланцевого газа в обозримой перспективе не произойдет.

Опираясь на три референтных сценария газового баланса КНР (который моделируется в составе общего энергобаланса) Центра энергетических исследований ИМЭМО, сформулировано три основных сценария импорта газа Китаем, в основу каждого сценария положен разный оптимизационный алгоритм:

      •   первый сценарий: соотношение трубопроводного газа и СПГ в импорте газа составляет 50% : 50%;В последние несколько лет спецификой Китая является распределение импорта природного газа примерно в равной пропорции между трубопроводным газом и сжиженным природным газом. В данном сценарии предполагается сохранение данного соотношения между поставками СПГ и трубопроводного газа. Это позволит КНР диверсифицировать поставки и тем самым уменьшить зависимость от поставщиков.

      •   второй сценарий: приоритет трубопроводного газа в импорте газа;Данный сценарий предполагает, что политика Китая будет состоять в увеличении возможных поставок газа через трубопровод. В данном случае рассматривается возможность запуска новых мощностей и увеличение текущих за счет расширения по трубопроводам из Туркменистана (4-я очередь) и России («Алтай»). Поставки СПГ в данном случае рассчитаны как остаток между запросом на импорт и импортом по трубе.

      •   третий сценарий: приоритет СПГ в импорте газа.В данном сценарии КНР в первую очередь будет стремиться покрыть потребность в импорте за счет поставок СПГ. Ограничениями для импорта СПГ в данном случае выступают объем и коэффициент загрузки регазификационных мощностей. Импорт трубопроводного газа рассчитан как остаток между запросом на импорт и импортом СПГ.

Константой во всех сценариях является, во-первых, увеличение трубопроводного импорта из Туркменистана до 65 млрд. куб. м к 2035 г.; во-вторых, импорт 10 млрд. куб. м по трубопроводу через Мьянму; в-третьих, импорт по трубопроводу «Сила Сибири» из России 40 млрд. куб. м.