Страна
|
Регион
|
Подготовившая организация
|
Год выхода
|
Характер документа
|
Горизонт
|
Подробнее
|
Китай | Азиатско-Тихоокеанский регион | Государстенный комитет по науке и технике КНР, позднее Министерство науки и технологий КНР | 1986 | Программа | 2001-2005, по н/в |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Программа развития исследований в области высоких технологий (Программа «863») |
863计划即国家高技术研究发展计划 |
промышленность; высокие технологии; исследования | Ссылка |
Исследование по 20 темам в 8 областях: биология, космическая техника, информатика, лазерная техника, автоматика, энергетика, новые материалы, океанология. Создать условия для развития и функционирования конкурентной высокотехнологичной промышленности. |
|
Китай | Азиатско-Тихоокеанский регион | Государстенный комитет по науке и технике КНР, позднее Министерство науки и технологий КНР | 2006 | План | 2020 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Основы государственного плана среднесрочного и долгосрочного развития науки и техники на 2006 - 2020 гг. |
国家中长期科学和技术发展规划纲要 (2006—2020年) |
НИОКР; наука; импортозамещение | Ссылка |
В целом увеличение расходов на НИОКР до 2,5% ВВП к 2020 г., вклад НИОКР в ВВП до 60%, снижение зависимости от импортных технологий до 30%, стать одной из пяти ведущих инновационных держав по отдельным направлениям (включая количество выдаваемых патентов, цитирование китайских ученых). |
|
Китай | Азиатско-Тихоокеанский регион | Государстенный комитет по науке и технике КНР, позднее Министерство науки и технологий КНР | 1988 | Программа | 2012, по н/в |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Программа "Факел" |
火炬计划 |
особые зоны; высокие технологии; внедрение | Ссылка |
Освоение, внедрение и развитие высокотехнологичных производств. Создание специальных зон освоения высоких технологий. Основные направления исследований: новые материалы, биоинженерия, информатика, станки ЧПУ и производственные линии, новые источники энергии, энерго-сберегающие технологии и др. |
|
Китай | Азиатско-Тихоокеанский регион | Государстенный комитет по науке и технике КНР, позднее Министерство науки и технологий КНР | 1986 | Программа | 2012, по н/в |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Программа "Искра" |
星火计划 |
сельское хозяйство; инновации | Ссылка |
Развитие сельского хозяйства на основе научно-технического прогресса (эффективность, удобрения, животноводство и т.д.). |
|
Китай | Азиатско-Тихоокеанский регион | Государстенный комитет по науке и технике КНР, позднее Министерство науки и технологий КНР | 1982 | Программа | 2005, по н/в |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Программа "Овладение научно-техническими вершинами"/"Восхождение" |
国家攀登计划 |
наука; фундаментальные исследования | Ссылка |
Поддержка развития фундаментальной науки в области сельского хозяйства, телекоммуникаций, энергетики, транспорта, новых материалов, разведки природных ресурсов, охраны окружающей среды и здравоохранения. |
|
Китай | Азиатско-Тихоокеанский регион | Государстенный комитет по науке и технике КНР, позднее Министерство науки и технологий КНР | 1998 | Программа | 2010, и далее, по н/в |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Государственная программа развития важных фундаментальных исследований (Программа «973») |
973计划即国家重点基础研究发展计划 |
междисциплинарные исследования; инновации | Ссылка |
Исследования в области сельского хозяйства, энергетики, информатики, ресурсов и окружающей среды, народонаселения и здоровья, материалов. Поощрение междисциплинарных исследований в различных научных отраслях, теоретическое и научное обоснование принятых решений. |
|
Китай | Азиатско-Тихоокеанский регион | Министерство науки и технологий КНР | 2015 | Программа | 2025 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Сделано в Китае 2025/Китайское производство 2025 |
中国制造2025 |
промышленность; инновации; ИКТ | Ссылка |
Цель - превращение Китая в инновационного промышленного гиганта к 2049 г. На первом этапе развитие девяти приоритетных направлений в 10 ключевых отраслях: повышение инновационного потенциала обрабатывающего сектора, повышение уровня интеграции информационных технологий и индустрии, укрепление потенциала базовых отраслей промышленности, активизация процесса формирования китайских брендов, внедрение "зеленого" производства, углубление структурной перестройки обрабатывающего сектора, активное развитие обслуживающих производств и производственных услуг, повышение уровня интернационализации обрабатывающего сектора.
К 10 ключевым отраслям относятся: ИТ-индустрия нового поколения, станки с цифровым управлением и роботы высокого класса, аэрокосмическое оборудование, морское инженерное оборудование и высокотехнологичные суда, передовое оборудование для ж/д транспорта, энергосбережение и автомобили, работающие на новых источниках энергии, электроэнергетическое оборудование, сельскохозяйственное машиностроение, новые материалы, биофармацевтика и медицинская техника с высокими характеристиками |
|
Китай | Азиатско-Тихоокеанский регион | Министерство науки и технологий КНР | 1988 | Программа | по н/в |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Национальная программа новых ключевых продуктов |
国家重点新产品计划 |
высокие технологии; инновации; распространение | Ссылка |
Разработка, быстрое внедрение в производство, распространение в т.ч. на мировом рынке инновационных продуктов сделанных в Китае: - продукты питания, напитки, табачные изделия, алкогольные изделия; - косметика, одежда, мебель, бытовая техника и другие бытовые изделия; - изделия китайских традиционных ремесел; - дизайн продукта и его упаковки; - продукты с низким уровнем потребления энергии; - продукты животного и ратсительного происхождения; - отдельные виды лекарственных средств; - новые виды текстильных материалов.
|
|
Китай | Азиатско-Тихоокеанский регион | Министерство науки и технологий КНР | 1984 | Программа | по н/в |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Программа создания национальных ключевых лабораторий |
国家重点实验室开放基金课题 |
научные лаборатории; инновации; поддержка | Ссылка |
Программа создания и финансирования ключевых лабораторий в Китае. |
|
Финляндия | Европа | Администрация премьер-министра Финляндии | 2009 | Официальный доклад | 2020 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Правительственный форсайт-доклад о долгосрочной политике в области климата и развития энергетики: к низкоуглеродной Финляндии. |
Government Foresight Report on Long-term Climate and Energy Policy: Towards a Low-carbon Finland |
умные сети; новая индустриальная революция; цифровизация; бизнес-процессы | Ссылка |
Документ разрабатывает тему минимизации негативного воздействия энергетики на климат, затрудняющего обеспечение как устойчивого экономического роста, так и достойного качества жизни для граждан Финляндии. Таким образом, содержание доклада отражает специфику социально-экономической политики финского государства: в её фокусе находится благополучие населения (под благополучием понимается не только материальное благосостояние и качество жизни, но и наличие условий для раскрытия потенциала личности каждого гражданина страны), и все решения государственных органов определяются этой установкой. |
|
Финляндия | Европа | Кластер компетенций в области металлообработки, машиностроения и инжиниринга Финляндии (FIMECC) | 2012 | Программа | 2020 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Конкурентоспособность на основе сотрудничества в ИР. Стратегические цели ИР в Кластере компетенций в области металлообработки, машиностроения и инжиниринга Финляндии |
Competitiveness through cooperative research. Strategic research agenda for Finnish metals and engineering competence cluster |
«умные» решения для производственных систем; «прорывные» производственные системы; методы микропроизводства; аддитивные технологии; лазерная обработка | Ссылка |
Документ, определяющий стратегию модернизации отрасли металлообработки, машиностроения и инжиниринга, подготовлен Кластером компетенций в области металлообработки, машиностроения и инжиниринга в Финляндии (FIMECC) -- компанией, созданной для организации ИР на основе государственно-частного партнёрства, в число акционеров которой входят финские и локализованные в Финляндии зарубежные компании металлообработки, машиностроения и инжиниринга, а также университеты и исследовательские институты. Компания отбирает и финансирует проекты сроком 3-5 лет на стадии прикладных исследований. |
|
Финляндия | Европа | Администрация премьер-министра Финляндии | 2013 | Официальный доклад | 2030 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Правительственный форсайт-доклад о долгосрочной политике в области климата и развития энергетики: к низкоуглеродной Финляндии. |
Government Report on the Future: well-being through sustainable growth |
новая индустриальная революция; цифровизация; бизнес-процессы | Ссылка |
Документ разрабатывает тему минимизации негативного воздействия энергетики на климат, затрудняющего обеспечение как устойчивого экономического роста, так и достойного качества жизни для граждан Финляндии. Таким образом, содержание доклада отражает специфику социально-экономической политики финского государства: в её фокусе находится благополучие населения (под благополучием понимается не только материальное благосостояние и качество жизни, но и наличие условий для раскрытия потенциала личности каждого гражданина страны), и все решения государственных органов определяются этой установкой. |
|
Финляндия | Европа | Комитет будущего при Парламенте Финляндии | 2014 | Прогноз | 2030 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
100 возможностей для Финляндии и мира. Исследование прорывных (радикальных) технологий и оценка возможностей технологических прорывов. |
100 Opportunities for Finland and the World. Radical Technology Inquirer (RTI) for anticipation/evaluation of technological breakthroughs |
робототехника; 3D печать; прорывные технологии ; энергетика; интернет вещей | Ссылка |
Документ представляет собой прогноз на горизонте 2020-2030 гг. мировых трендов в области разработки и внедрения прорывных (радикальных) технологий. Прорывные (радикальные) технологии рассматриваются с двух точек зрения. С одной стороны – с точки зрения спроса: в контексте развития двадцати глобальных сетей создания стоимости (ГССС), или кластеров формирующих спрос и области потребных изменений, связанных с мировыми мегатрендами и нуждами граждан страны, в которые могут интегрироваться финские компании и исследовательские институты на основе накопленных ими компетенций. С другой стороны выделены 100 технологий, оцененные с точки зрения «technology-push». |
|
Финляндия | Европа | Правительственная группа анализа, экспертных оценок и исследований | 2015 | Официальный доклад | 2030 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Финляндия – «Кремниевая долина» индустриального интернета |
Finland—The Silicon Valley of Industrial Internet. |
индустриальный интернет; ИКТ | Ссылка |
Документ является докладом группы экспертов, сформированной Администрацией премьер-министра Финляндии из специалистов Финского технического исследовательского центра, Университета Аалто и Исследовательского центра национальной экономики, о развитии индустриального интернета (ИИ) в Финляндии и интеграции в глобальную систему инноваций в этом секторе. Он подготовлен в рамках правительственного проекта «Финский индустриальный интернет – от вызова к возможностям». Правительство страны рассматривает развитие ИИ в качестве одного из стратегических направлений повышения конкурентоспособности финской экономики, увеличения ВВП, занятости и налогооблагаемой базы для пополнения государственного бюджета. В конечном счёте, цифровизация экономики в сочетании с ИИ рассматривается как прекрасная возможность обеспечения благополучия граждан Финляндии и увеличения производительного потенциала финского общества. |
|
Финляндия | Европа | Комитет будущего при Парламенте Финляндии | 2016 | Официальный доклад | 2030 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Технологические изменения 2013-2016. Предварительная оценка развития прорывных технологий, выеденных в докладе «100 возможностей для Финляндии и мира. Исследование прорывных (радикальных) технологий и оценка возможностей технологических прорывов», |
Technology Change 2013-2016. Preliminary investigation of the development of radical technologies after the 2013 review. (100 Opportunities For Finland And The World, Publication Of The Committee For The Future 11/2014) |
3D печать; минисети; роботизация | Ссылка |
Публикация оценивает реальные тренды в развитии прорывных технологий за прошедший с момента подготовки в 2013 г. прогноза мировых трендов в области разработки и внедрения прорывных (радикальных) технологий на горизонте 2020-2030 гг. период. Тем самым проверяется валидность модели прогноза, с одной стороны, а, с другой -- корректируется прогноз. |
|
Республика Корея | Азиатско-Тихоокеанский регион | Министерство стратегии и финансов с использованием Трехлетнего плана развития науки и технологий The 3 | 2014 | План | 2017 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Трехлетний план инновационного развития |
|
интернет вещей; креативная экономика; умные сети | Ссылка |
Планом заявлено три стратегические цели: 1) создание справедливой и эффективной экономики. 2) поддержание инновационного роста 3) обеспечение сбалансированной ориентации на внутренний и внешний спрос. Всего выдвинуто 59 задач и порядок их решения.
Администрация президента Пак Кын Хе не ставит задачу тотального пересмотра предшествующей инновационной политики. На практике новая программа продолжает реализацию основных положений проекта 577, дополняя его новыми идеями. Предложенный курс исходит из необходимости подчеркнуть необходимость комплексного подхода к обеспечению инновационного роста. В связи с этим в плане отражены меры поддержки малого бизнеса, по совершенствованию трудовых ресурсов, по территориальному размещению производств. Трехлетний план инновационного экономического развития характеризует примечательное отличие от аналогичных предыдущих правительственных программ. Новизна состоит в увязке предлагаемых мер с внесением существенных корректив в экономическую стратегию Республики Корея. Ставится задача преодоления главной проблемы предшествующего этапа – узости высокотехнологичного рынка, ограничивающего возможности инновационного предложения. В связи с этим предлагаются меры, направленные на повышение роли внутреннего спроса на высокотехнологичные товары и услуги в развитие соответствующих производств. В конечном итоге, развитие южнокорейской экономики должно перестроиться с преимущественно экспортоориентированного развития на более сбалансированный рост, опирающийся как на внутренние, так и на внешние импульсы.
Достичь поставленные цели намечается, содействуя расширению внутреннего потребительского рынка высокотехнологичных товаров, а также увеличивая инвестиционный внутренний и внешний спрос.
Важную роль в реализации плана, в том числе в выработке соответствующих предложений экономического, правового и административного характера, играет Государственно-частный комитет креативной экономики, включающий представителей венчурных компаний, МСБ, крупнейших конгломератов и государственных чиновников, делегируемых правительством и региональными органами власти. В 17-ти мегаполисах и провинциях создаются Центры креативной экономики. Центры оказывают поддержку частным инвестициям в НИОКР. В том числе, в 2014 г. создан Центр интернета вещей. Усилия концентрируются на создании платформы облачных вычислений, разрабатывается 5-е поколение мобильной связи. В рамках реализации основных задач перед создаваемыми структурами поставлена задача: дать возможность инициативным и располагающим новаторскими идеями гражданам, а также МСБ реализовать свой потенциал и усилить конкурентную среду. Продолжается практическая реализация начатого ранее пилотного проект экологически чистого города/поселения, на роль которого претендует остров Чечжу. К 2020 г. 30% автопарка на острове составят электромобили, которые к 2030 г., наряду с комплексом мер по внедрению «умной энергетики», позволят острову перейти на использование преимущественно ветряной и других альтернативных углеводородам видов производства электроэнергии. Предполагается сделать акцент на продвижении комплексных проектов, подразумевающих внедрение как новых технологических (включая сверхбыстрый интернет и пятое поколение мобильной связи), так и управленческих решений, например, электронного правительства, умной транспортно-логистической системы, цифровой больницы. Эти шаги подкрепляются решительными мерами по защите прав интеллектуальной собственности за счет повышения координации действий Корейского бюро интеллектуальной собственности, юридических и других заинтересованных ведомств. В связи с этим в плане поставлена задача обеспечения адекватного определения и оценки интеллектуальных прав.
Во внешнеэкономической политике перед национальными производителями ставится задача предложения внешним рынкам комплексного пакета соглашений, подразумевающих продвижение инновационных проектов. Зарубежным деловым партнерам предлагается наладить подготовку целевых научно-технологических проектов в соответствии с запросами потребителя и предложить весь соответствующий комплекс научного, производственного и кадрового обеспечения выполнения требуемого заказа. С этой целью правительство направляет 10 млрд. долл. на программу финансирования зарубежного индустриального строительства. Южная Корея продвигает экспорт системной «умной энергетики» на рынки стран-членов АСЕАН, государств Ближнего и Среднего Востока и в другие регионы. По данным южнокорейского Министерства торговли, промышленности и энергетики, переговоры по этому вопросу ведутся с Филиппинами, Казахстаном, ОАЭ, Кувейтом и Канадой.
|
|
Республика Корея | Азиатско-Тихоокеанский регион | Министерство образования, науки и технологий Ministry of Education, Science and Technology. Корейский институт научного и технологического анализа и планирования Korea Institute of S&T Evaluation and Planning (KISTEP) | 2008 | Программа | 2012 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Инициатива 577: План администрации Ли Мён бака по научному и технологическому развитию |
577 Initiative: Science and Technology Basic Plan of the Lee Myung Bak Administration |
промышленность; поддержка; инновации | Ссылка |
Программа предполагала амбициозная повышение доли расходов на НИОКР до 5% ВВП, концентрацию усилий на 7-и областях научного знания, обеспечения прорыва в 7-и направлениях развития науки и технологий, намерение стать 7-ой державой в мире в области науки и технологий. Не будучи в целом выполненной (в частности, доведение доли расходов на НИОКР до 5% отнесено на 2017 г.), программа определила на длительную перспективу приоритеты инновационного развития Республики Корея. В частности, в области «Ключевые промышленные технологии» (Key industrial technologies) были выделены 1) экологичные технологии, 2) новые технологии в судостроении и создании морских платформ 3) интеллектуальные производственные системы 4) инструменты и измерительные приборы высокой точности, 5) новые сетевые технологии (new generation network technology), 6) мобильный интернет и 4Д технологии мобильной связи, 7) полупроводниковые технологии 8) оборудование и процессы производства полупроводников, 9) новые поколение устройств отображения. К технологиям «следующего ряда» или candidate технологий отнесены 1) умные системы автоматизации 2) новое поколение производственных процессов 3) новое поколение полупроводниковых систем. |
|
Республика Корея | Азиатско-Тихоокеанский регион | Корейская энергетическая компания (KEPCO), Правительство Республики Корея, Корейский институт умной энергетики (Korea Smart Grid Institute, KSGI), Корейский электротехнический исследовательский институт (The Korea Electrotechnology Research Institute), администрация о. Чечжу, Корейская ассоциация умной энергетики. | 2009 | План | 2020 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Пилотный проект «Умной» сети энергетики на о. Чечжу |
Jeju-Smart Grid Test-bed |
энергетика; новая энергетика; умные сети | Ссылка |
Государственная Корейская энергетическая корпорация (KEPCO) в качестве головной организации в 2009 г. приступила к реализации Пилотного проекта создания системы «умной (или активно-адаптивной) энергетической сети» на о. Чечжу. KEPCO является в стране монополистом на рынке доставки и распределения электроэнергии.
Задача по созданию системы умной энергетики ставилась в программе Инициатива 577: План администрации Ли Мён бака по научному и технологическому развитию 2008 г. и получила подтверждение в Трехлетний план инновационного развития (2014-2017 гг.). Распространить систему «умной энергетической сети на всю Южную Корею планируется к 2030 г. Коме того, предполагается к этому периоду наличие у потребителей 2,5 млн. электромобилей, обеспечение которых потребует свыше 27 тыс. станций заправки.
Пилотный проект реализуется на о. Чечжу, а по всей стране одновременно создается «Интеллектуальная система контроля и мониторинга сети и потребления (AMI)», рассчитанная к 2020 г. на 18 млн. пользователей электроэнергии. Проект предполагает практическое решение задачи и одновременное продолжение исследовательских работ в рамках заданной темы. Всего в реализации проекта участвуют 168 южнокорейских и иностранных компаний. Например, в рамках проекта KEPCO и бизнес-группа Hyundai Motors сотрудничают в создании станций подзарядки электромобилей. В проекте участвуют ведущие южнокорейские телекоммуникационные компании KT, SKT, LG Telecom.
Важной частью реализации проекта является участие в нем зарубежных исследовательских центров. В частности, в 2009 г. южнокорейское министерство экономики знаний и министерство энергетики США подписали протокол о намерении развивать сотрудничество в деле создания «умных» энергетических сетей.
|
|
Республика Корея | Азиатско-Тихоокеанский регион | Министерство науки, информационных и телекоммуникационных технологий и перспективного планирования The Ministry of Science, ICT and Future Planning. 19c. | 2014 | План | 2020 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Мастер-план создания Интернета вещей (ИВ) |
Master-plan for building internet of things (IoT) |
интернет вещей; стартапы; 5G | Ссылка |
Планом предусматривается рост объема рынка ИВ с приблизительно 2,3 млрд долл. в 2013 г. до 30 млрд. долл. в 2020 г., число занятых в 350 компаний отрасли ИВ составит порядка 30 тыс. чел. План исходит из сотрудничества центрального правительства, региональных органов власти и частных компаний. Задача состоит в преодолении нынешнего состояния дел, когда каждая компания и исследовательский центр проводят соответствующую работу в закрытом режиме изолировано, развивают свое собственное программное обеспечение и прочие необходимые компоненты. Такой подход грозит сужением возможности экспансии на рынке ИВ. Делается попытка ввести открытый конкурентный режим, позволяющий обеспечить выбор наиболее перспективных идей, трансформации их в необходимые услуги и предложение их потребителю. Целью является развитие как новых высокотехнологичных производств, так и технологическое обновление и придание новых возможностей на основе ИВ традиционным отраслям. |
|
Республика Корея | Азиатско-Тихоокеанский регион | Министерство торговли, промышленности и энергетики. (Ministry of Trade, Industry and Energy / MOTIE) при участии около 500 неправительственных ученых и экспертов из промышленных компаний, научных и аналитических центров. | 2014 | Прогноз | 2030 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Приоритеты промышленного развития в Концепции креативной экономики |
Korea Industrial initiatives for the Creative Economy |
нанотехнологии; робототехника; материаловедение; индивидуальная медицина; умные сети | Ссылка |
Правительством в ходе консультаций с бизнесом выбрано 15 передовых производственных технологий первоочередного значения.
В их числе: 1) Носимое интеллектуальное устройство («умные» часы и другие вещи, находящиеся в непосредственном соприкосновении с человеком) (Wearable Smart Device)
2) Автономно управляемые автомобили (Autonomous Vehicles)
3) Промышленное производство передовых материалов, в том числе сверх-легких и высокопрочных материалов для аэрокосмической техники (Manufacturing System for Advanced Materials)
4)Дистанционно управляемые высокоскоростные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой (High speed/Vertical take off and Landing Unmanned Aerial Vehicle)
5) Робототехника для оказания медицинского ухода (Safety and Health Robots)
6) Морские платформы для экологически безопасной добычи и переработки ресурсов в труднодоступных районах (Offshore Plant in Extreme Environment)
7) Освоение новых технологий на основе использования углеродистого волокна и графена (Carbone Materials)
8) Расширение использования цветных и редкоземельных металлов (титана, магния и др.) в передовых технологиях аэрокосмической отрасли, медицинской техники, военной индустрии (Non-Ferrous Metals for the Advanced industry)
9) Развитие системы здравоохранения с учетом индивидуальных свойств человека, на основе использования генетической информации, методов анализа больших величин данных и др. (Personalized Health Care System)
10) Расширение применение нано- и других передовых технологий для изготовления искусственных органов (Nano-Based Bio-Artificial Device)
11) Создание новых (в том числе виртуальных) систем обучения и подготовки кадров. (Virtual Training Platform)
12) Новые высокоэффективные технологии генерации электроэнергии с использованием малогабаритных мощностей (High Efficiency Subminiature Generating system)
13) Новые технологии передачи электроэнергии (Direct Current Power Distribution System)
14) Превращение Республики Корея в энергетический хаб Северо-восточной Азии. Создания на основе передовых производственных, телекоммуникационных и других технологий передовой системы переработки, хранения, транспортировки и продажи энергетическими товарами (North East Asia oil hub).
15) Создание на основе передовых технологий современной системы регулирования стабильных поставок и экономного потребления электроэнергии. (ICT Based Energy Demand Management System)
|
|
Япония | Азиатско-Тихоокеанский регион | Кабинет министров Японии | 2001 | План | 2001-2005 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
(2-ой) Базовый план научно-технического развития |
(Дайники) кагаку гидзюцу кихон кэйкаку |
научно-техническая и инновационная политика; нновации; технологическое лидерство; человеческие ресурсы; институциональные условия | Ссылка |
План формулировал три основных цели научно-технической политики Японии на средне- и долгосрочную перспективу.
1) страна должна вносить свой вклад в мировом масштабе в создание и использование научных знаний; при этом число японцев, получающих международные премии в области науки должно увеличиться до уровня ведущих европейских стран, а число лауреатов Нобелевской премии из Японии за предстоящие 50 лет должно составить как минимум 30 человек.
2) страна должна обладать международной конкурентоспособностью и способностью устойчиво развиваться;
3) стране должны быть обеспечены надлежащий уровень безопасности и качества жизни.
С целью обеспечения прогресса в реализации этих целей план предусматривал на период 2001-2005 ф.г. бюджетные расходы на сумму приблизительно 24 триллионов иен (ориентировочно ежегодно 1% от годового ВВП) на реформирование системы НИОКР и на определение и ранжирование стратегических приоритетов фундаментальных и прикладных исследований с учетом национальных и социальных задач.
В частности, общественные ресурсы предполагалось выделять прежде всего в четырех областях: 1) «науки о жизни», 2) информационные и телекоммуникационные технологии, 3) науки об окружающей среде, и 4) нанотехнологии /наноматериалы. Еще в четырех областях - 1) производство и использование энергии, 2) новые технологии в обрабатывающей промышленности, 3) инфраструктура и 4) «пограничные» исследования – предполагалось поддерживать лишь те исследовательские проекты, которые считались важными для «существования страны».
|
|
Япония | Азиатско-Тихоокеанский регион | Кабинет министров Японии | 2006 | План | 2006-2010 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
(3-ий) Базовый план научно-технического развития |
(Дайсанки) кагаку гидзюцу кихон кэйкаку |
научно-техническая и инновационная политика; ннновации; технологическое лидерство; человеческие ресурсы; институциональные условия | Ссылка |
сохраняя преемственность с предшествующим планом на 2001-2005 ф.г., постулировал четыре «приоритетные» области научно-технического развития ( «науки о жизни», информационные и телекоммуникационные технологии, науки об окружающей среде и нанотехнологии /наноматериалы ) и четыре «стимулируемые» области (производство и использование энергии, новые технологии в обрабатывающей промышленности, инфраструктура и «пограничные» исследования) и подчеркнул необходимость увязывания поддержки НИОКР в этих сферах с решением общественных задач. Заявлена необходимость ясного определения приоритетных общественных задач (целей) и концентрирования поддержки только на тех проектах НИОКР, который эффективны с точки зрения решения сформулированных задач. Целевой показатель бюджетных расходов на НИОКР устанавливался на уровне 25 трлн. иен за пятилетний период.
В качестве основных принципов определения объектов финансирования назывались «инвестиции в человека», «повышение мобильности человеческих ресурсов», «стимулирование конкуренции».
Основными средствами объявлялись 1) сохранение уровня государственного финансирования системы высшего и последипломного образования и стимулирование частной активности в этой сфере; 2) поощрение работодателями мобильности научных работников при гарантировании занятости в течение сроков контрактов; 3) дальнейшее развитие системы конкурсного (конкурентного) финансирования НИОКР из общественных и частных источников.
Декларировалось установление целевых ориентиров доли женщин для постдипломного образования и профессиональной исследовательской деятельности с целью достижения гендерного равенства. В целях повышения конкуренции постулировалась необходимость расширения системы финансовой поддержки последипломного образования посредством грантов и стипендий на обучение, предназначенных для удовлетворения минимальных жизненных потребностей обучающихся в период обучения.
|
|
Япония | Азиатско-Тихоокеанский регион | Кабинет министров Японии | 2011 | План | 2011-2015 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
(4-ый) Базовый план научно-технического развития |
(Дайёнки) кагаку гидзюцу кихон кэйкаку |
научно-техническая и инновационная политика; инновации; технологическое лидерство; человеческие ресурсы; институциональные условия | Ссылка |
Констатировал неполное достижение целей, поставленных предыдущим (3-им) пятилетним планом, что выразилось в 1) низких показателях японских исследователей в международных рейтингах частоты цитирования; 2) «вялом» росте государственных инвестиций в НИОКР; 3) Сокращении числа должностей для молодых исследователей в университетах и растущих сложностях с обеспечением финансирования работы научных учреждений; 4) недостаточной работе с общественностью для обеспечения понимания и поддержки научных исследований с ее стороны.
По сравнению с предшествующими планами целевые функции национальной системы НИОКР были дополнены задачами содействия восстановлению страны и ее экономики после разрушительного землетрясения марта 2011 г. и организацией исследований для предотвращения и минимизации последствий крупномасштабных стихийных бедствий.
В отдельные функции выделены также «зеленые инновации» в энергетике (стимулирование снижения выбросов в атмосферу и «низкоуглеродной» энергетики и «жизнесберегающие инновации» (инновационные методы профилактики, диагностики и лечения заболеваний, улучшение качества жизни пожилого населения).
План определил схему работы по повышению эффективности японской научно-технической политики.
(1) Усиление функций планирования политики и продвижения инноваций (создание «национального штаба» стратегии развития науки, технологии и инноваций и др.)
(2) Усиление функций контроля и распределения средств при финансировании научно-исследовательских программ
(i) структурная реформа исследовательских фондов для эффективного и действенного скрининга и распределения средств
(ii) совершенствование и развитие систем конкурсного финансирования
(3) Реформирование системы имплементации результатов НИОКР
(i) реформа научно-исследовательских корпораций (создание новой системы национальных научно-исследовательских учреждений)
(ii) совершенствование систем эффективного содействия научно-исследовательской деятельности
(4) создание цикла PDCA (Plan-Do-Check-Act) в научно-технической политике
(i) обеспечение эффективности цикла PDCA
(ii) совершенствование и расширение систем оценки результатов НИОКР
План сформулировал направления «системных реформ» в интересах стимулирования развития науки, технологии и инноваций.
(1) Усиление функциональности стратегических систем для развития науки, технологии и инноваций:
(а) создание «советов по стратегии развития науки, технологии и инноваций»
(б) расширение интеллектуальных сетей знаний в промышленности, науке и образовании и административных системах (в) создание новых площадок и форматов сотрудничества между промышленностью, академическим сектор и государственной администрацией (формирование центров открытых инноваций и т.д.)
(2) создание новых систем стимулирования развития науки, технологии и инноваций:
(а) улучшение условий и поддержка коммерциализации инноваций; (б) использование законов и институтов для содействия инновациям; (в) создание региональных инновационных систем; (г) поощрение стратегий в области интеллектуальной собственности и международной стандартизации
Количественные параметры расходов на НИОКР план установил следующим образом:
Государственные расходы на НИОКР должны составлять приблизительно 1% ВВП ежегодно (около 25 трлн. иен за пятилетний срок действия плана).
Частные расходы на НИОКР должны увеличиваться таким образом, чтобы уровень суммарных (государственных и частных) расходов на НИОКР превысил 4% ВВП.
|
|
Япония | Азиатско-Тихоокеанский регион | Кабинет министров Японии | 2016 | План | 2016-2020 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
(5- ый) Базовый план научно-технического развития |
(Дайгоки) кагаку гидзюцу кихон кэйкаку |
научно-техническая и инновационная политика; стимулирование инноваций; технологическое лидерство; человеческие ресурсы; институциональные условия | Ссылка |
В качестве генеральной задачи документ выдвигает ориентацию развития науки, технологии и инноваций на обеспечение условий для достижения устойчивого и инклюзивного развития страны в условиях растущей глобальной взаимозависимости.
Для сохранения роли Японии как одного из глобальных лидеров в период НИОКР должны быть генератором постоянных инноваций и создателем компонентов для формирования в Японии «суперинтеллектуального общества», в котором за счет объединения в рамках масштабных сетей и систем будут максимально оптимизированы процессы производства, дистрибуции и потребления основных видов ресурсов. В этих целях ставится задача укрепления «базы» науки, технологий и инноваций в виде мер по формирования высококачественного человеческого капитала (интеллектуального ресурса) через совершенствование институциональных и финансовых условий для карьерных исследователей и исследовательских коллективов/учреждений.
Другой задачей называется формирование восходящей спирали роста человеческих ресурсов, знаний и финансовых ресурсов, задействованных для генерации инноваций. В качестве средств решения этой задачи предлагаются 1) развитие механизмов т.н. «открытых инноваций», 2) поощрение малого и среднего, а также венчурного предпринимательства в инновационной сфере; 3) максимальное использование механизмов защиты прав интеллектуальной собственности и стандартизации в интеллектуальной сфере, 4) критический анализ и совершенствование регулятивной среды; 5) развитие систем инноваций, инициирующих возрождение региональной экономической активности, 6) создание механизмов инноваций, отвечающих потребностям глобальных экономики и общества.
Третьей главной задачей называется увеличение возможностей и повышение функциональности базовых «ячеек» научно-технического и инновационного развития – университетов и научно-исследовательских учреждений путем совершенствования системы их финансирования и ослабления административных ограничений, препятствующих более гибкому и эффективному использованию средств.
Количественно расходы государства на поддержку НИОКР должны быть не ниже 1% ВВП, а совокупные (включая частные) – не ниже 4% ВВП. Общий объем государственных расходов на НИОКР в течение пяти лет должен составить приблизительно 26 трлн иен.
|
|
Япония | Азиатско-Тихоокеанский регион | Генеральный совет по науке, технологиям и инновациям, Кабинет министров Японии | 2013 | Стратегия | до 2030 г. |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Комплексная стратегия развития науки, технологий и инноваций. Вызов создания Японии нового имерения |
Кагаку гидзюцу инобэсён сого сэнряку. Синдзигэн Нихон содзо-э но тёсэн |
научно-техническая и инновационная политика; инновации; устойчивое развитие; интеллектуальный ресурс; стимулирующие программы | Ссылка |
Первая глава излагает основную концепцию Стратегии и желаемый облик страны – ее экономики и общества на перспективу 2030 г.: экономика высшего мирового уровня, способная обеспечить устойчивый рост; комплексная научно-техническая и инновационная политика; стабильность и безопасность жизни для населения; сосуществование с миром и вклад в его развитие.
Вторая глава описывает видение пяти основных задач, решение которых является необходимым для формирования к 2030 г. желаемого социально-экономического облика Японии 2030 г.:
1) Создание экологически безопасной и экономически эффективной энергетики;
2) Передовое по мировым меркам общество здоровья и долголетия;
3) Формирование передовой по мировым меркам инфраструктуры
4) «Возрождение регионов» на основе локальных ресурсов и преимуществ
5) Преодоление последствий землетрясения 2011 г.
Третья глава постулирует три приоритетных задачи для формирования базы для ускорения инновационного процесса в интересах решения поименованных в главе 2 основных задач: формирование в экономике и в сфере науки и образования среды, благоприятствующей активному рождению инноваций – интеллектуальной, институциональной и регулятивной.
Четвертая глава описывает конкретные меры для усиления лидирующей роли Совета по науке, технологиям и инновациям в создании в стране оптимальных условий для генерирования и внедрения инноваций.
|
|
Япония | Азиатско-Тихоокеанский регион | Генеральный совет по науке, технологиям и инновациям, Кабинет министров Японии | 2014 | Стратегия | до 2030 г. |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Комплексная стратегия развития науки, технологий и инноваций 2014. Мост инноваций к созданию будущего |
Кагаку гидзюцу инобэсён сого сэнряку 2014. Мирай содзо-э но инобэсён-но какэхаси |
научно-техническая и инновационная политика; инновации; стимуирующие программы; мониторинг и скрининг; диффузия инноваций | Ссылка |
Первая глава подробно описывает роль, которую должны сыграть инновации в восстановлении экономического роста и преодолении последствий землетрясения 2011 г. для экономической динамики Японии, а также меры в этом направлении, предпринятые в 2013 ф.г.
Вторая глава подтверждает и развивает видение пяти основных задач, сформулированных первоначальным вариантом Стратегии (2013 г.), решение которых является необходимым для формирования к 2030 г. желаемого социально-экономического облика Японии 2030 г.: 1) создание экологически безопасной и экономически эффективной энергетики; 2) строительство передового общество здоровья и долголетия; 3) создание передовой по мировым меркам инфраструктуры; 4) строительство экономики регионов на основе локальных ресурсов и преимуществ и 5) преодоление последствий землетрясения 2011 г.
В дополнение формулируются три «горизонтальные технологии», необходимые для решения всех названных задач – ИКТ, нанотехнологии и экотехнологии. Провозглашается задача использования Олимпиады-2020 в Токио для пропаганды японских инноваций и стимулирования их глобального распространения.
Третья глава описывает необходимость стимулирования мотивации интеллектуальных ресурсов, необходимых для успешной генерации инноваций, путем создания для них новых вызовов и возможностей взаимодействия, в том числе в международном масштабе. Особое внимание уделяется необходимости создания и совершенствования работы «инновационных хабов» на основе государственных и частных исследовательских учреждений и поощрения имплементации, коммерциализации и диффузии инноваций, в том числе за счет организаторско-посреднической функции инновационных хабов.
Четвертая глава описывает мероприятия, проводимые и намеченные к проведению Советом по науке, технологиям и инновациям в интересах создания в Японии оптимальных условий для генерирования и внедрения инноваций. |
|
Япония | Азиатско-Тихоокеанский регион | Генеральный совет по науке, технологиям и инновациям, Кабинет министров Японии | 2015 | Стратегия | до 2030 г. |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Комплексная стратегия развития науки, технологий и инноваций 2015 |
Кагаку гидзюцу инобэсён сого сэнряку 2015 |
научно-техническая и инновационная политика; инновации; устойчивое развитие | Ссылка |
Вводная часть расширяет роль научно-технической и инновационной политики правительства, отмечая необходимость с её помощью 1) подготовиться к периоду фундаментальных перемен в процессе создания ценностей в экономике и обществе, 2) инициировать решение стоящих перед Японией и миром сложных задач, 3) усилить способность реагировать на непрогнозируемые изменения в мире растущей неопределенности. Отмечается необходимость с помощью научно-технической и инновационной политики сделать инновационный процесс самоподдерживающимся через формирование спиралевидного цикла роста интеллектуальных ресурсов, знаний и финансовых ресурсов.
Первая глава подробно расписывает задачи, сформулированные 5-ым пятилетним базовым планом научно-технического развития, в том числе «ответ на вызовы, поставленные фундаментальными переменами в социальном и экономическом развитии», использовании инноваций для оживления экономического развития регионов, использовании проведения в 2020 г. Олимпиады в Токио для стимулирования инноваций.
Вторая глава аргументирует и детализирует меры для «создания среды, порождающей цепную реакцию генерации инноваций» и «меры по решению важнейших социальных и экономических задач».
Третья глава подробно описывает концепцию цикла PDCA (Plan-Do-Check-Act) в научно-технической политике, ее предполагаемую роль в обеспечении эффективности использования имеющихся ресурсов, а также инициативы, намеченные к реализации Советом по науке, технологиям и инновациям для эффективного использования данного цикла в научно-технической и инновационной политике. |
|
Япония | Азиатско-Тихоокеанский регион | Совет по науке, технологиям и инновациям | 2016 | Стратегия | 2030/2050 |
|
Название документа на русском
|
Название документа в оригинале
|
Ключевые словосочетания
|
Ссылка
|
Аннотация
|
Стратегия энергетических и экологических инноваций |
Энеруги канкё инобэсён сэнряку |
сокращение эмиссии; энергосбережение; умные сети; новая энергетика; устойчивое развитие | Ссылка |
Документ определяет ряд инновационных технологий с потенциалом масштабного сокращения выбросов CO2 при условии, что вся энергетическая система будет оптимизирована в рамках концепции "суперинтеллектуального общества". Разработке приоритетных технологий будет оказана государственная поддержка в среднесрочной и долгосрочной перспективе, что обеспечит выявление и решение технологических проблем и возможность сократить выбросы CO2 в объеме до 10 миллиардов тонн.
Повышение эффективности угольных электростанций, повышение эффективности использования природного газа в качестве энергоносителя, использование ветряной энергии, использование солнечной энергии (фотоэлектрические технологии), использование солнечной энергии (термодинамические технологии), использование энергии океана (энергия волн, приливов, океанических течений), использование геотермальной энергии, использование биомассы, атомная энергетика, аккумулирование и хранение диоксида углерода (CCS), искусственный фотосинтез, технологии следующего поколения транспортных средств (электромобили, гибридные, «чистый» дизель и т.д.), транспортные средства на водородном топливе, интеллектуальные транспортные системы, инновационные устройства (информационные устройства, приборы освещения, дисплеи, энергетическая электроника и др.), инновационные конструкционные материалы, системы управления энергией, энергосберегающие помещения и здания, повышение эффективности промышленного использования энергии, тепловых насосов, экологически чистых производственных процессов стали, инновационные производственные процессы, технологии производства, транспортировки и хранения водорода, топливные элементы, высокопроизводительные технологии хранения электроэнергии, тепловые хранения / теплоизоляционные технологии, передача электроэнергии при помощи сверхпроводников, стабилизация содержания двуокиси углерода с помощью флоры, технологии сокращения выброса других парниковых газов (метан и т.д.), технологии адаптации к глобальному потеплению, прогнозирование изменений климата.
В качестве инструментов предлагается использовать создание государственных научно-исследовательских учреждений, поощрение частных инвестиций в НИОКР в соответствующих областях; более тесная международная кооперация и координация.
|
|