К предстоящему председательству Греции в Совете ЕС

1864

© 23.12.2013, Квашнин Ю.Д.

В ходе состоявшегося в середине декабря визита в Афины президент Литвы Д. Грибаускайте символически передала президенту Греции К. Папульясу и премьер-министру А. Самарасу эстафету председательства в Совете ЕС. Начиная с января 2014 г. функции председателя будут официально возложены на Грецию, которая на протяжении последних шести лет находится в состоянии глубочайшей за всю послевоенную историю рецессии, а в 2010–2012 гг. оказалась на грани исключения из еврозоны.

Греческое председательство в Совете ЕС по сути станет продолжением литовского и ирландского (начиная с 2007 г. председательства осуществляются в формате «трио»), которые пришлись соответственно на первое и второе полугодия 2013 г. Однако уже сейчас ясно, что акценты в нем будут расставлены несколько иначе.

Официальная программа, выдвинутая страной на первую половину 2014 г., включает четыре приоритетных направления работы. Во-первых, это стимулирование экономического роста и занятости, которые «структурно и неразрывно связаны друг с другом». Евросоюз, с точки зрения Греции, должен принять незамедлительные меры, направленные на сокращение безработицы и создание новых рабочих мест, в том числе путем принятия на уровне ЕС многосторонней инвестиционной программы.

Во-вторых, это дальнейшая интеграция Евросоюза и еврозоны. Главное внимание здесь уделяется финансовой сфере – ускоренному формированию банковского союза и координации бюджетной политики стран – членов ЕС. Но сразу после этого подчеркивается, что при углублении интеграции должны учитываться социальные аспекты, а механизмы экономического сплочения должны быть ориентированы в первую очередь на поддержание роста и занятости.

В-третьих, правительство Греции планирует остановиться на проблеме нелегальной иммиграции и настоять на усилении мер безопасности на границах и снижении миграционного давления, которое ложится в основном на приграничные страны ЕС, а также на те из них, где продолжается экономический спад и сохраняется массовая безработица.

Наконец, Греция, располагающая большим торговым флотом и получающая значительные доходы от коммерческого судоходства, в своей программе поставила вопрос о переосмыслении общей морской политики. В повестку дня были включены как экономические вопросы (реализация положений Лимассольской декларации о росте и создании рабочих мест в рамках комплексного развития морских ресурсов), так и проблема безопасности морских границ Евросоюза.

За рамками программы осталось расширение Евросоюза, хотя для предшественницы Греции, Литвы, оно было одним из приоритетов. Напомним, что в программе «тройного председательства» прямо говорилось о стратегической важности интеграции в ЕС Западных Балкан, Турции и Исландии, а на сайте председательства Литвы указывалось, что «открытость ЕС новым членам, соседям и торговым партнерам… станет подтверждением поставленной ЕС цели создать процветающую, мирную, демократическую, свободную и открытую Европу». Примечательно, что в 2000-е гг. именно Греция была едва ли не главным лоббистом расширения ЕС на Балканы. Так, в период своего предыдущего председательства1 (первая половина 2003 г.) она активно продвигала «Повестку 2014» – дорожную карту по интеграции Западных Балкан в объединенную Европу. Однако в условиях кризиса вопросы расширения ЕС, с точки зрения греческого руководства, второстепенны.

Таким образом, Греция – и в этом ее отличие от партнеров по «трио» – решила сосредоточиться на тех вопросах, которые имеют принципиальное значение для ее собственной экономики и безопасности. Отсюда – ставшая лейтмотивом всех пунктов программы борьба с безработицы (сейчас в стране 27% экономически активного населения лишены работы), стремление найти баланс между бюджетной дисциплиной и стимулированием экономического роста, обеспокоенность миграционными проблемами (Греция является главными воротами в ЕС для нелегальных иммигрантов из Ближнего Востока и Северной Африки). Осуществляя председательство в ЕС, Греция будет стремиться в первую очередь к решению актуальных задач, подчиненных одной общей цели – выходу из затянувшейся рецессии.

Интересно, что в качестве логотипа своего председательства Греция выбрала стилизованный кораблик под парусом (белый на синем фоне – в цветах греческого флага), символизирующий решимость страны двигаться вперед, невзирая на экономические сложности. Для сравнения, Литва, которая сейчас завершает свое руководство Советом ЕС, сделала логотипом несколько колец, сплетенных воедино, – очевидный символ единства стран Евросоюза.

Рассматривая программу председательства Греции, следует учитывать еще один важный момент: она направлена не только (а возможно, и не столько) на внешнюю аудиторию (то есть на партнеров по ЕС), сколько на внутреннюю (греческих граждан). Активное участие в работе наднациональных органов власти призвано, во-первых, окончательно развеять опасения насчет возможного исключения Греции из еврозоны, во-вторых, доказать избирателям, что она способна эффективно отстаивать свои интересы в Евросоюзе, что голос этой страны, ее инициативы могут быть услышаны.

На внутреннюю аудиторию было также рассчитано заявление МИДа Греции о сокращении расходов на руководство Евросоюзом и связанные с ним мероприятия: на эти нужды будет потрачено всего 50 млн евро, при том что предшествующие председательства обходились в 60–75 миллионов. Все запланированные встречи пройдут в греческой столице, и большая их часть – в одном здании.

Особенно большое значение предстоящее председательство в Совете ЕС имеет для партии ПАСОК – младшего партнера правящей коалиции. За прошедшее с начала кризиса время эта некогда крупнейшая в стране партия оказалась на грани политического выживания: по большинству опросов общественного мнения, ее избирательный рейтинг уступает не только находящейся у власти «Новой демократии», но и леворадикальной коалиции СИРИЗА и ультранационалистической «Золотой заре». Лидер ПАСОК Э. Венизелос, занимающий должности вице-премьера и министра иностранных дел (он же главный разработчик программы председательства Греции в ЕС), несомненно, будет использовать открывшиеся возможности для пиара своей партии, что особенно важно в свете предстоящих весной 2014 г. муниципальных выборов. Представители «Новой демократии» также всячески подчеркивают, что Греция, находясь у руля Совета ЕС, воспользуется этим для того, чтобы добиться облегчения задолженности перед иностранными кредиторами, ведь именно этого ждут от них избиратели.

Заметим, что такое прагматичное отношение греческих властей к председательству в Совете ЕС не всегда находит понимание у зарубежных коллег. Так, бывший министр по европейским делам Ирландии Л. Крейтон заявила, что «если вы говорите исключительно о ваших национальных интересах, то вам никогда не удастся заручиться поддержкой со стороны партнеров», а глава литовского МИДа Л. Линкявичюс привел Греции в пример председательство Литвы: «Всегда есть искушение продвигать интересы своей страны. Но мы свои интересы не продвигали, мы старались быть честными брокерами»2.

Давать прогнозы относительно того, какими будут итоги греческого руководства Советом ЕС, пока рано. Необходимо учитывать, что значение института председательства в Евросоюзе сейчас невелико: в основном оно сводится к возможности постановки на повестку дня тех задач, которые являются приоритетными с точки зрения страны-председателя, однако реальное их решение зависит от множества иных факторов. Тем не менее, для малых европейских стран, к которым относится Греция, это неплохой шанс улучшить свой имидж, что само по себе немаловажно, учитывая, что ее негативное восприятие (как в общественном мнении Евросоюза, так и среди потенциальных инвесторов) стало одним из ключевых факторов продолжающегося кризиса.

Примечания:

1 Подробнее о нем см.: Власова К.В. Председательство в Европейском союзе. Опыт Греческой Республики // Современная Греция в мировой экономике и политике. М., ИМЭМО РАН, 2013. С. 164–173.

2 Ekathimerini.com. December 19, 2013.

PDF - версия комментария


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати