Государственные учреждения США лишились финансирования

1291

© 03.10.2013, Кириченко Э.В.

В 2011–2013 фин. гг. угроза технического дефолта и приостановки деятельности государственных учреждений стала разменной картой в спорах о бюджетной политике. Республиканцы активно разыгрывали карту бюджетного дефицита, тормозя многие инициативы президента. При обсуждении бюджета на 2011 финансовый год наиболее радикально настроенные из них грозили блокировать финансирование деятельности правительства, но все-таки тогда удалось достигнуть компромисса. Основным камнем преткновения был, и до сих пор является вопрос о том, как решать проблему бюджетного дефицита. Республиканцы настаивают на резком снижении государственных затрат, а демократы считают, что необходимо также увеличить поступления в бюджет за счет повышения налогов для богатых домохозяйств. Федеральный бюджет на 2011 фин. г. вовремя не был одобрен конгрессом, финансирование деятельности американского правительства продлевалось на короткий период 6 раз, и только в апреле бюджет был принят. В начале марта 2013 г. Б. Обама, не найдя компромиссных решений с республиканцами, был вынужден подписать распоряжение о секвестировании бюджетных расходов на 85 млрд. долл. к концу текущего финансового года (т.е. к 30 сентября), из них ассигнования на военные статьи сокращены на 46 млрд. долл.

В течение текущего года конгресс не смог договориться с администрацией Б. Обамы о путях сокращения бюджетного дефицита. Проект федерального бюджета, представленный Б. Обамой на 2014 фин. г., так и не был принят. 20 сентября республиканцы, имеющие большинство в палате представителей, вынули свою козырную карту: они приняли законопроект, обеспечивающий ассигнования на работу правительственных учреждений, но не предусматривающий финансирования реформы медицинского страхования. Спикер палаты представителей, понимая последствия данного шага, какое-то время сопротивлялся давлению наиболее консервативной части нижней палаты, но под угрозой потери своего места был вынужден согласиться на такой вариант. Сенат отверг предложение палаты представителей. Тогда республиканцы увязали принятие бюджета с отсрочкой реализации реформы медицинского страхования на год. Сенат снова заблокировал этот вариант. Естественно, что Барак Обама ни в коем случае не подписал бы такой законопроект. Б. Обама поставил на карту весь свой политический потенциал, чтобы провести в 2009 г. через Конгресс Закон о доступном здравоохранении (The Patient Protection and Affordable Care Act). За эти три года республиканцы использовали все возможности, чтобы остановить реформу. Конституционность закона о здравоохранении была неоднократно оспорена в федеральных судах. Постановление Верховного суда о соответствии закона о здравоохранении конституции США в октябре 2012 стало большой победой Б. Обамы. Пойти на уступки сторонникам «Движения чаепития» было бы для президента политическим поражением.

Таким образом, в новый финансовый год, начавшийся 1 октября, США вступили без одобренного конгрессом бюджета. Это привело к временному прекращению работы госучреждений (shutdown). Более 700 тысяч государственных служащих отправлены в вынужденный отпуск без содержания, и не всем он будет позднее оплачен. Закрыты национальные парки и музеи. Продолжат работу только критически важные учреждения: полиция, армия, авиадиспетчеры, метеорологическая служба, а также ведомства, имеющие специальные фонды самофинансирования на какое-то время.

По данным The New York Times, 1,4 млн. активно действующих военнослужащих останутся на своем посту. Половина из 800 тыс. гражданских служащих Пентагона должны отправиться в неоплаченный отпуск. Однако часть из них, «по соображениям национальной безопасности», продолжит свою службу бесплатно. Как заявил контролер министерства обороны Р. Хейл, эти военнослужащие получат зарплату после того, как будет принят закон об ассигнованиях.

Только 1113 из 13814 служащих министерства энергетики останутся на работе. Это исключение сделано для тех, кто отвечает за безопасность ядерных арсеналов страны, мониторинг гидроэлектростанций и энергетических линий. В министерстве торговли

40234 из 46420 служащих останутся дома. Продолжат работу специалисты, отвечающие за выдачу экспортных лицензий, а также метеорологическое подразделение (The National Oceanic and Atmospheric Administration). Для 86% из 240000 работающих в министерстве безопасности будет сделано исключение. Точно также из 114486 служащих департамента юстиции уйдут в неоплаченный отпуск только 17742.

Эта 18-я по счету приостановка работы федерального правительства с появления этого понятия в 1976 году. Последняя и самая долгая приостановка была в 1995-1996 гг. при администрации Б. Клинтона, схлестнувшимся с республиканским конгрессом по вопросам медицинского и социального обеспечения. Тогда частичное закрытие федеральных агентств страны имело место между 14 и 19 ноября 1995 г., затем была принята резолюция о временном финансировании правительства, а так как законодательная и исполнительная ветви власти не нашли компромисса, деятельность федеральных агентств была вновь заморожена с 16 декабря 1995 г. по 6 января 1996 г., то есть частичное прекращение работы продолжалось 21 день.

Эксперты напоминают, что в тот период противостояние между Биллом Клинтоном и конгрессом парализовало работу администрации, что было отрицательно воспринято общественным мнением и помогло избирательной кампании Клинтона и демократической партии.

1 октября, когда была заморожена деятельность большинства государственных ведомств, в соответствии с Законом о доступности здравоохранения, начали свою работу биржи медицинского страхования. В первый день их посетили миллионы американцев. Судя по информации, желающих воспользоваться биржами было намного больше, чем ожидалось.

Это укрепляет позиции Б. Обамы.

Не ясно, сколько потребуется времени, чтобы был найден выход из сложившейся ситуации. Основной этап борьбы еще впереди. По данным министерства финансов США, 17 октября государственный долг достигнет своего потолка, установленного на уровне 16,7 трлн. долл. Если он не будет повышен, стране грозит технический дефолт. Пока что соображения межпартийной борьбы явно перевешивают национальные интересы.
 

 PDF - версия комментария


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати