В контексте подготовки к саммиту «Восточного партнерства» ЕС

1380

© 18.10.2013, Соколова П.С.

15 октября лидеры Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы и Украины получили официальное приглашение на саммит "Восточного партнерства", который состоится 28-29 ноября в Вильнюсе. Какова повестка дня предстоящего саммита?

Давно намеченная встреча представителей ЕС и глав государств-участников одноименной европейской программы может стать важным этапом в развитии отношений ЕС со своими восточными соседями. На саммите планируется подписать Соглашение об ассоциации и зоне всеобъемлющей свободной торговли с Украиной; парафировать аналогичное соглашение с Молдовой и Грузией; заключить соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии с Арменией и Азербайджаном, а также достичь ряда договоренностей по вопросам сотрудничества в транспортной и образовательной сферах. Изначально планировалось подписать Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли и с Арменией. Однако после решения руководства этой страны присоединиться к Таможенному Союзу России, Белоруссии и Казахстана это становится невозможным.

Подготовка к саммиту началась задолго до официальных приглашений и интенсивно продолжается под руководством Литвы, председательствующей во втором полугодии 2013 года в Совете ЕС. Как можно охарактеризовать роль Литвы?

Продвижение политической ассоциации и экономической интеграции с восточными соседями лидеры Литвы изначально обозначили одним из основных приоритетов своего председательства, рассчитывая перевести отношения со странами Восточного партнерства на качественно новый уровень, который в дальнейшем, возможно, позволит говорить уже о предложении им членства в ЕС. Активность Литвы объяснима. Далеко не все члены ЕС, а европейское население еще в меньшей степени, разделяют уверенность в том, что Евросоюзу, только начинающему выходить из кризиса, стоит тратить время и немалые деньги на продвижение Восточного партнерства. Роль лоббистов дальнейшего расширения и углубления сотрудничества с соседними странами в настоящее время критически возросла. Вильнюсу необходимо использовать свое председательство и придать ускорение политическому объединению и углублению экономической интеграции между Европейским Союзом и странами-партнерами, закрепив результаты на ноябрьском саммите (третьем после пражского в 2009 г., на котором польско-шведская инициатива Восточного партнерства была запущена, и саммита в Варшаве в 2011 г.).

 Под патронажем Литвы в ходе подготовки к саммиту практически в ежедневном режиме идут мероприятия с участием представителей ЕС и стран Восточного партнерства (яркими примерами могут служить Форум представителей гражданского общества, прошедший в Молдавии, встречи профильных министров стран ЕС и стран-участниц Восточного партнерства, масштабные информационные программы в поддержку ассоциации с ЕС, такие как инициатива «Вместе – сильнее» на Украине). Они призваны убедить лидеров и население стран Восточного партнерства в том, что ассоциация с ЕС, то есть полнокровное сближение, в первую очередь, в политической и экономической сферах с ЕС, максимально выгодно со всех точек зрения.

По существу сложилась ситуация, когда республикам Восточного партнерства, в первую очередь, Украине, Молдавии и Грузии, необходимо сделать выбор из двух интеграционных проектов – европейского и евразийского?

Опубликованные в рамках подготовки к саммиту тексты Соглашений об ассоциации (соответствующий проект уже одобрило правительство Украины 18 сентября) действительно остро ставят вопрос политической определенности для постсоветских республик. На сегодняшний день, вступая в ассоциированные отношения с ЕС, республики не смогут рассчитывать на членство в Таможенном Союзе и участие в евразийской экономической интеграции, и наоборот, вхождение в ТС, закрывает перспективу сближения с ЕС. В первую очередь, это касается экономики: европейские технические регламенты и нормы санитарного и фитосанитарного контроля не совпадают с аналогами Таможенного Союза. Отмена импортных пошлин в случае ассоциации с ЕС также будет противоречить условиям членства в ТС. Подписание такого рода соглашения будет означать изменение и политического статус-кво, сложившегося на постсоветском пространстве, при котором государства Восточного партнерства (за исключением Грузии последних лет) пытались получать дивиденды (например, финансовую помощь ЕС и скидки на российский газ) от тесного сотрудничества и с Россией, и с ЕС, не принимая при этом на себя ответственности политического сближения с ними.

Каковы перспективы того, что Соглашение с Украиной будет подписано?

Окончательное решение должно быть принято лидерами Европейского Союза на заседании Совета ЕС на уровне глав МИДов 18 ноября. Как представляется, на сегодняшний день основное влияние на это решение окажет исполнение Украиной одного из многочисленных условий подписания Соглашения, а именно, условия об освобождении экс-премьера Украины Юлии Тимошенко. С большой долей уверенности можно прогнозировать его подписание. Однако даже в случае негативного решения, процесс евроинтеграции для республики, как и для остальных участников Восточного партнерства, не остановится. Некоторые эксперты заранее агитируют ЕС принять "Пакт солидарности для стран Восточного партнерства", включающий либерализацию визового режима, одностороннее введение ЕС торговых льгот, предусмотренных в Соглашении о зоне свободной торговли, финансовое содействие, интенсификацию энергетической интеграции и обращение в ВТО с претензиями к России.

Какова российская официальная реакция на подготовку к саммиту?

В российской официальной риторике процесс подготовки к ассоциации с ЕС назван "принуждением к евроинтеграции". Соглашение, которое планирует подписать Украина, российские лидеры оценивают как "экономически вредное и политически самоубийственное". В то же время присоединение к Таможенному Союзу позволило бы Украине, с российской точки зрения, "уравновесить свой торговый баланс и обеспечить макроэкономическую устойчивость".

Для Молдовы же Соглашение об ассоциации с ЕС, по российским оценкам, может значительно осложнить как экономическое положение страны, так и процесс приднестровского урегулирования.

В качестве демонстрации возможных последствий вступления республик в ассоциированные отношения с ЕС Россия ввела ограничительные торговые меры, запретив ввоз украинской шоколадной продукции и молдавских вин. С 14 по 20 августа был на время ужесточен контроль украинского экспорта, а после литовской молочной продукции, которая была в результате запрещена ко ввозу в Россию с 7 октября.
Европейский Союз, в свою очередь, остро реагирует на такие шаги со стороны Москвы. Стремительно было принято решение об открытии европейского рынка для молдавских вин. В политическом плане Европарламент принял крайне резкую резолюцию, с возмущением осуждающую "давление", которое Россия оказывает на страны Восточного партнерства. Политика России и ЕС на постсоветском пространстве вновь приобрела характер "игры с нулевой суммой".

Помимо экономического аспекта на формирование позиции России оказывает влияние психологический фактор. Отказавшись в 2001 году от участия в европейской программе Соседства, уточнением которой стало Восточное партнерство, Россия ожидала, что ее стратегическое сближение с ЕС пойдет быстрее, чем сближение с ЕС остальных постсоветских республик (за понятным исключением Латвии, Литвы и Эстонии). Однако на сегодняшний день амбициозные цели стратегического партнерства и построения четырех общих пространств до сих пор не достигнуты. Более того, ситуация, сложившаяся с началом подготовки к саммиту в Вильнюсе вновь выявляет глубочайший кризис политических отношений России и ЕС. Практически потеряно взаимопонимание и желание этот затянувшийся кризис преодолеть, о чем свидетельствует отсутствие не только нового базового соглашения, но даже формальных переговорных раундов Россия-ЕС о его создании.

Накал страстей в информационном поле подменил рациональный профессиональный и столь необходимый диалог между Россией, ЕС и республиками Восточного партнерства о совмещении с учетом взаимных интересов двух интеграционных проектов и формировании общего пространства, комфортного для граждан.

 

 PDF - версия комментария


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати