Главная >  Новости > Новости и события > Новость подробно

Реформа управления наукой и высшей школой в Великобритании


© 14.07.2017, Шелюбская Н.В.

Pembroke College, Oxford by Dave_S. // www.flickr.com/photos/david_e_smith

В Великобритании в 2017 г. начата крупнейшая за последние 20 лет перестройка государственного управления наукой и высшим образованием. Она проходит в русле объявленной консервативным правительством линии на сокращение количества управленческих структур в системе власти в целом. Основные направления реформы закреплены в Законе о высшем образовании и исследованиях 2017 г. (The Higher Education and Research Act 2017)1. Изменение системы управления наукой имеет общенациональное значение, а высшим образованием - касается в основном Англии.

Кардинально переформатирована система финансирования национальных ИР и стимулирования инноваций - создается новая мощная «зонтичная» структура – Национальное агентство по исследованиям и инновациям (UK Research and Innovation - UKRI), которая объединив основные каналы финансирования ИР с 2018 г. будет распоряжаться консолидированным годовым бюджетом в размере более чем 6 млрд. фт.ст. (7,8 млрд. долл.). Задачи новой структуры – выработка национальной научно-инновационной политики, укрепление связей научной сферы с правительством, повышение уровня координации инвестиций в науку по источникам и направлениям, упрощение финансирования междисциплинарных исследований, ускорение инновационного процесса. В UKRI входят девять организаций (Советов), включая действующие семь Исследовательских советов - Research Councils, финансирующих научные работы по курируемым ими направлениям ИР в НИИ и университетах, а также международные контакты, по широкому спектру областей от биологии, физики и технологии до гуманитарных наук (годовой суммарный бюджет около 3 млрд.фт.ст. ); Национальное инновационное агентство - Innovate UK (бюджет около 600 млн. фт.ст.); а также новая организация Research England, к которой перейдет «блоковое» финансирование университетов (1,6 млрд.фт.ст.) от ликвидируемого Совета по финансированию высшего образования Англии (HEFCE). UKRI будет также оценивать результативность научных работ в университетах (Research Excellence Framework - REF) и управлять новыми междисциплинарными и специализированными фондами. Предполагается, что на данном этапе все структурные единицы сохранят свои бренды, отдельные бюджеты, тематическую направленность и кадровую политику, в то время, как основная часть административных функций, включая администрирование грантов, пиар, коммуникации, будет объединена, что позволит Исследовательским советам достичь запланированного сокращения издержек на 17%. В тоже время вопрос о дальнейшем распределении средств между Советами и их числом пока не решен.

Руководство новым «супер-агентством» возложено на двух персон, напрямую связанных со сферой ИР. Созданием UKRI, которое должно начать функционировать в 2018 г., занимается сэр Джон Кингман (John Kingman), бывший второй постоянный секретарь Министерства финансов, в течение последних десяти лет непосредственно участвовавший в формировании научного бюджета страны и зарекомендовавший себя как активный сторонник поддержки науки. В его задачу входит установление тесных контактов с главами организаций, вошедших в UKRI, и предоставление рекомендаций министерствам для конкурсного отбора будущего руководства UKRI. Пост первого руководителя UKRI в апреле 2018 г. займет профессор сэр Марк Вальпорт (Mark Walport), известный специалист в области биомедицины, до настоящего времени Главный научный консультант правительства и глава правительственного Офиса по науке.

В сфере образования предусмотрены следующие основные изменения: привязка финансирования к качеству обучения для ликвидации дисбаланса между подготовкой специалистов и запросами рынка труда, (с 2017 г. введена система оценки качества преподавания – Teaching Excellence Framework – TEF, по аналогии с, действующей уже много лет оценкой качества ИР - REF); усиление конкуренции (предоставление права присуждения степеней новым образовательным учреждениям, упрощение получения статуса университета). В Англии регуляторные функции сосредоточены в новой структуре – «Офис образования студентов» (Office of Students - OfS), которая будет проводить оценку качества высшего образования, администрировать различные формы финансирования (гранты, займы и т.д.), а также следить за соблюдением правовых норм. Две новые организации - UKRI и OfS будут сотрудничать и обмениваться информацией.

Закон об образовании и науке основан на рекомендациях доклада по повышению эффективности деятельности научных Советов, подготовленного по заказу правительства в 2015 г. Нобелевским лауреатом, генетиком Сэром Полом Нерсом2, и законодательных предложениях Белой Книги по образованию, обнародованной в июне 2016 г3. Законопроект был внесен правительством в Парламент в мае 2016 г. и тяжело проходил слушания4. В течение года обсуждений было предложено около 500 поправок, и в результате под нажимом научного сообщества и оппозиционного настроя Палаты Лордов, многие члены которой – представители научно-преподавательской среды, правительство было вынуждено пойти на ряд серьезных уступок. Первоначальный вариант предполагал, что ради оптимизации бюджетного процесса будут ущемлены некоторые исторически сложившиеся права и привилегии научного сообщества. Среди наиболее значимых поправок - закрепление в Законе т.н. «принципа Халдейна» (при котором государство не вмешивается в процесс прямого конечного распределения финансовых средств на исследования, исходя из того, что эти решения наилучшим образом принимает само научное сообщество на основе экспертизы), а также проведение всесторонней независимой оценки процедуры TEF, против показателей которой выступали университеты5. Ход обсуждений и содержание итогового документа убедительно показали, что правительство вынуждено прислушиваться к мнению научного сообщества даже в нелегкий период Брекзита.

Вместе с тем, реформа до сих пор вызывает неоднозначную реакцию как со стороны научного, так и бизнес сообщества. Основной вопрос – будет ли новая «вертикаль» организации ИР (Советы - директорат UKRI – министерство) эффективнее старой относительно децентрализованной системы (в частности, не потеряют ли Советы в конце концов автономию, превратившись в подразделения единой корпорации, не будут ли переформатированы схемы поддержки малого инновационного бизнеса и сотрудничества бизнеса с университетами). Brexit еще более заострил возможные проблемы и поставил новые вопросы, поляризовав общественное мнение - поможет ли консолидация ресурсов в решении глобальных «вызовов», и как в целом будет идти дальнейшая практическая реализация реформы и функционировать новые структуры. Все это покажет время.

Примечания:

1 The Higher Education and Research Act 2017. http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2017/29/contents/enacted.

2 Ensuring a successful UK research endeavor: A Review of the UK Research Councils by Paul Nurse, November 2015. https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/478125/BIS-15-625-ensuring-a-successful-UK-research-endeavour.pdf

3 White Paper. Success as a Knowledge Economy: Teaching, Social Mobility and Student Choice. https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/523396/bis-16-265-success-as-a-knowledge-economy.pdf

4 The Higher Education and Research Bill 2016. https://www.publications.parliament.uk/pa/bills/cbill/2016-2017/0004/17004.pdf

5 What will change under the Higher Education and Research Act? https://www.prospectmagazine.co.uk/politics/what-will-change-under-the-higher-education-and-research-act. Controversial UK research reform crosses finish line. http://www.nature.com/news/controversial-uk-research-reform-crosses-finish-line-1.21919


к списку



Комментарии к этой странице: