Главная >  Новости > Новости и события > Новость подробно

Еврокомиссия запустила процесс против Вишеградской группы


© 17.06.2017, Четверикова А.С. 

13 июня 2017 г. Еврокомиссия объявила о запуске процесса введения мер против трех стран Вишеградской группы в связи с невыполнением обязательств по принятию беженцев в рамках квотного распределения и нарушением обязательств в отношении Греции, Италии и других стран-членов ЕС [1]. В число стран, попавших под решение, входят лишь три участника Вишеградской четверки – Венгрия, Польша и Чехия. Согласно пресс-релизу Еврокомиссии, подобный шаг был принят после многократных обращений в течение последних нескольких месяцев к этим странам с целью реализации ими мер по ускорению процесса переселения.

С формальной точки зрения, на которую ссылается и сама Еврокомиссия, выбор стран, в отношении которых запущен «санкционный» процесс, не очевиден. Венгрия и Польша действительно на начало июня 2017 г. не приняли ни единого человека из Греции или Италии в рамках системы расселения. Однако обе эти страны не являются исключениями. Австрия также пока характеризуется нулевыми показателями. В свою очередь Чехия приняла 12 человек (из Греции), что вполне сравнимо с 16 людьми, которых приняла Словакия из той же Греции [2]. Болгария, например, приняла только 47 человек. Но ни Словакия, ни Австрия под решение Еврокомиссии не попали.

Решение в отношении Словакии можно назвать «временным»: власти страны пока обещают пересмотреть свою политику в отношении мигрантов и несколько ускорить процесс принятия беженцев. Вероятно, это и стало причиной исключения страны из первоначального списка Еврокомиссии. Однако практическая реализация этих мер станет достаточно сложным процессом. По данным опросов [3], еще в 2015 г. Словакия являлась страной с худшими результатами в ЕС по негативному отношению к мигрантам из государств вне ЕС. Хотя впоследствии показатели немного снизились (79% респондентов негативно относились к подобному типу мигрантов), они все равно оставались одними из самых высоких по ЕС. Помимо общественного мнения, еще недавно официальные лица страны высказывались против определенных категорий мигрантов. Словакия наравне с Венгрией подали иски на решение по квотному распределению в Суд ЕС. Неудачен и опыт переселения в Словакию за время миграционного кризиса выходцев из Ирака и Сирии: согласившись принять у себя исключительно христиан, Словакия не смогла их «интегрировать» (значительная часть прибывших вернулась на родину). В то же время современные договоренности Словакии с Еврокомиссией несколько расходятся с той общей позицией, которую выработали все участники Вишеградской группы с начала миграционного кризиса в ЕС и которая основывалась на непринятии квотного распределения и участии в других механизмах регулирования миграции (охрана внешних границ, финансовая помощь и пр.). И именно Словакия во время председательства в Совете ЕС озвучила принцип «эффективной солидарности» в отношении миграционного кризиса, заключающийся в возможности каждого государства определить свой вклад в решении ситуации с притоком беженцев.

В отношении же Венгрии, Польши и Чехии начался долгий  многоэтапный процесс, который может закончится обращением Еврокомиссии в Европейский Суд, решение которого может включать разные варианты (штрафы, лишение права голоса в Совете ЕС). Пока реакция властей этих стран остается в рамках проводимой в течении миграционного кризиса политики. В частности, премьер-министр Чехии Б. Соботка подтвердил позицию страны, что квотное распределение не работает и выступает в качестве стимула нелегальной миграции, а также подтвердил готовность Чехии отстаивать свою позицию перед соответствующими судебными институтами [4]. Бывший президент Чехии В. Клаус выступил с более резким заявлением о необходимости начала процесса выхода страны из ЕС. Однако позиция чешских властей предсказуема: на фоне негативного общественного мнения по вопросу мигрантов, характерного в целом для всех стран-участниц Вишеградской группы, страну осенью ждут парламентские выборы.

Помимо политических факторов, которые определяли позицию Вишеградской группы, вызывавшую недовольство ЕС, в отношении миграционного кризиса, есть и социально-экономическая основа особого мнения стран-участниц. В первую очередь это низкая привлекательность Польши, Венгрии, Чехии и Словакии для мигрантов в силу их социально-экономического развития. Это подтверждают и события текущего кризиса, когда прибывшие используют эти страны преимущественно для транзита и более легкого попадания в наиболее экономически благополучные страны-члены ЕС. Свою роль играет и накопленный опыт стран Вишеградской группы, куда направлялись преимущественно выходцы из европейских стран и бывших советских республик. Например, потребность в экономических мигрантах Чехия и Польша удовлетворяли за счет выходцев из Украины. В результате мигранты из «непривычных» стран только усиливают социально-культурные страхи у населения Вишеградской группы.

Долгосрочность реализации решения Еврокомиссии и социально-экономическая основа позиции стран Вишеградской группы дает возможность говорить о небыстром решении сложившейся ситуации. В то же время на изменение позиции ряда стран-участниц «четверки» может повлиять смена политического руководства.

Примечания: 

[1] http://europa.eu/rapid/press-release_IP-17-1587_en.htm

[2] https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/what-we-do/policies/european-agenda-migration/20170613_factsheet_relocation_and_resettlement_en.pdf

[3] http://ec.europa.eu/COMMFrontOffice/publicopinion/index.cfm/Survey/getSurveyDetail/instruments/STANDARD/surveyKy/2137

[4] https://www.vlada.cz/en/clenove-vlady/premier/speeches/comments-by-pm-bohuslav-sobotka-on-european-commissions-objections-157400/

Актуальный комментарий подготовлен в рамках гранта РГНФ «Структурная трансформация интеграционного процесса в ЕС под влиянием глобализирующихся миграционных потоков» №17-07-00040.


к списку



Комментарии к этой странице: