Особенности трудовой миграции в странах Южной Африки

5405

© 22.03.2017, Брагина Е.А.

Aderanti Adepoju is currently Chief Executive of the Human Resources Development Centre in Lagos, Nigeria, and a Coordinator of the Network of Migration Research on Africa (NOMRA)

Межгосударственная миграция в регионе Южной Африки во многом типична для менее развитых стран. Здесь расположены 33 страны, в том числе самые бедные в мире с доходом на душу населения по ППС от 6300 долл. (Ботсвана) до 1851 долл. (Конго).

Для региона в целом характерны нарастающие темпы роста эмиграции. В странах Африки самый высокий в мире процент людей в возрасте 15-29 лет, стремящихся уехать за пределы своих государств. Подавляющее большинство эмигрантов из стран Африки южнее Сахары имеют низкий уровень образования и плохое здоровье, которое характеризуется низкой жизнеспособностью.

В абсолютных показателях перемещения мигрантов между развивающимися государствами занимают второе место в мире, заметно уступая их потоку в развитые страны. В 2015 г. эмигрировали в этих двух направлениях 79,6 млн. и 119,5 млн. человек, соответственно. Причины эмиграции, выталкивающие граждан из страны происхождения, традиционны для отстающих стран региона - невозможность найти работу на родине. Большинство эмигрантов из стран Африки южнее Сахары имеют в лучшем случае начальное образование, не более 3-5 лет, не обладают даже начатками какой-либо профессии, а то и трудовых навыков. Эту масштабную группу, типичную для стран Южной Африки, преимущественно мужчин молодого возраста, ОЭСР объединяет аббревиатурой NEETS (no education, employment, training, skills). ЮАР при собственной высокой безработице остается, благодаря относительно развитому национальному хозяйству по сравнению с другими странами региона, важным центром притяжения новых иммигрантов, готовых работать на любых условиях. Основные сферы использования их труда - аграрный сектор, строительство, уличная торговля. Точные масштабы безработицы в этой группе стран отсутствуют, так как после двух-трех неудачных обращений в официальные службы безработные прекращают свои попытки. Социальными и психологическими последствиями хронической, рано начавшейся незанятости, становятся у молодого поколения отсутствие трудовых навыков, дисциплины, привычки к постоянному труду. Такой комплекс отрицательно влияет на состояние общества в целом, порождая иждивенчество, негативизм, высокий уровень преступности в первую очередь молодежной.

В странах Африки южнее Сахары подавляющее число решающихся эмигрировать людей, не имеет средств для официального переезда в отдаленные страны, особенно на другие континенты. Обстоятельства объективно выталкивают их преимущественно в соседние государства по принципу «из самых бедных стран в менее бедные». Так, 1,5 млн. эмигрантов из Буркина Фасо живут в Кот-д’Ивуаре с населением 23 млн. человек. (Для сравнения – в Индии находятся от 15 до 20 млн. выходцев из Бангладеш, нелегальный приток которых неуклонно растет. В 2015 г. их переводы в страну происхождения достигли 4,5 млрд. долл.).

Сохраняющаяся в Африке южнее Сахары нечёткость установленных в постколониальный период государственных границ разделила некоторые народы, оказавшиеся в разных странах. К эмиграции подталкивает надежда найти в соседней стране близких по национальному, религиозному, лингвистическому признаку людей, а также получить помощь от уехавших ранее родственников, земляков. Границы в регионе плохо охраняются, что облегчает их незаконное пересечение. В случае полной неудачи на новом месте проще вернуться в свою территориально близкую страну. В эмиграционных потоках всегда есть группы людей с повышенной активностью, приспособляемостью, главное, готовые к риску. Именно они в первую очередь находят работу, соглашаясь на самую непривлекательную и низкооплачиваемую, от которой отказываются коренные жители. Благодаря своей изворотливости и трудоспособности некоторые даже создают примитивный неустойчивый, но всё же мелкий, точнее, мельчайший бизнес. Эмигрант, нашедший любую работу, как-то обустроившийся на новом месте пребывания, своим сообщением, а тем более, денежным переводом на родину, поднимает нескольких новых эмигрантов.

Оценки численности иммигрантов в странах региона приблизительны не только из-за слабости государственных статистических служб, в том числе пограничных, но и вследствие того, что большинство иммигрантов не имеют необходимых документов для регистрации. Для них исключена возможность получить работу с помощью официальных центров по трудоустройству. Во всех странах региона, кроме ЮАР, высока доля теневой экономики (до 30% ВВП и выше), в которой иммигрант пытается найти работу. Готовность браться за любую работу в новой стране - временную, низкооплачиваемую, неквалифицированную при минимальной оплате делает труд иммигрантов более конкурентоспособным по сравнению с коренными жителями.

Реальным свидетельством успеха мигранта на новом месте становятся его денежные переводы на родину. Их показатели неточны, поскольку далеко не все суммы переводятся официально. В некоторых странах, в первую очередь мусульманских, действует, так называемая хавала, неофициальная передача денежных средств через систему доверенных лиц за очень невысокую оплату. Из Кот-д’Ивуара в беднейшую Буркина Фасо, по оценке Всемирного Банка, в 2015г. переведено эмигрантами 343 млн. долл., что составляет 87% всех поступивших в эту страну средств. Переводы между этими странами упрощены, так как они сохранили доллар в качестве национальной валюты. Часто переводятся совсем незначительные суммы, но и они важны для оставшихся на родине близких. Показательны различия в переводах, поступающих в такие страны региона как Мали с доходом на душу населения 790 долл. и Нигерия с 2820 долл. В первом случае из 895 млн. долл. более 75% средств поступили в 2015 г. из других африканских государств, остальные из Франции, в которой, как в бывшей метрополии, проживает небольшая малийская диаспора. В менее бедной Нигерии обратная картина – около 80% из 20,5 млрд. долл. общей суммы переведены из США, Британии и ряда европейских государств, остальные средства посланы в основном из Камеруна, Ганы и нескольких других стран Африки. В развитых странах осело большое число выходцев из Нигерии, нажившихся на экспорте нефти, страна известна масштабным казнокрадством, и теперь эти люди поддерживает своих менее удачливых земляков.

Существенным политическим и экономическим фактором остается негативное отношение большинства правительств стран региона к иммигрантам, причем не только к незаконным, но и к тем, кто легализовал свое пребывание. Так, правительство Южного Судана в 2014 г. потребовало от местных компаний уволить в течение месяца всех иностранных работников, среди которых было много легализовавшихся кенийцев. Только заявления владельцев, что в этом случае они будут вынуждены закрыть свой бизнес, остановили увольнения. Реакция местных жителей на иммигрантов остается в большинстве стран региона резко отрицательной, что прорывается в частых погромах мест их проживания, уличных столкновениях.

Сильнейшим побуждением к миграции стали в регионе постоянная политическая нестабильность, частые политические и военные конфликты. Повторяющиеся стихийные бедствия вынуждают массы людей покидать привычные места обитания. Масштабы засухи 2017 г. и нехватка продовольствия, вызванная этой природной катастрофой, затронули миллионы людей. По данным международных организаций, от голода страдают более десяти миллионов людей в странах Южной Африки. Раньше всех погибают дети. Результатом стало бегство, перемещение миллионов людей в поисках спасения. Регион срочно нуждается в международной продовольственной помощи. Одной из причин катастрофической нехватки продуктов питания называют захват земельных площадей иностранными компаниями, в том числе из Китая и Индии, занятых производством биотоплива на экспорт. Но это только часть проблемы. В урожайные годы страны региона не могут сохранить выращенную аграрную продукцию, заложить в хранилища, создать продовольственные резервы. В массовом голоде 2017 г. в очередной раз виновата типичная для отстающих стран слабость инфраструктуры, нехватка средств для её создания, неспособность правительств помочь населению.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати