Выступление Д. Трампа в конгрессе США: вопросы экономической повестки

2767

© 02.03.2017, Богаевская О.В.  

 

Photo by Ninian Reid // www.flickr.com/photos/ninian_reid

Выступая 28 февраля перед Конгрессом, Д. Трамп придерживался делового формата встречи, хотя и не удержался от некоторых заявлений, больше рассчитанных на широкую публику. Описывая экономическое состояние страны, он перечислил доставшиеся ему от предыдущей администрации проблемы: 94 млн. американцев не входят в состав рабочей силы (не упомянув про низкий уровень безработицы, составивший в январе 4,8%), а более 43 млн. человек живут за чертой бедности и получают продовольственную помощь от государства. Он отметил серьезный рост государственного долга за время президентства Б. Обамы, огромный торговый дефицит США, и критическое сокращение рабочих мест в обрабатывающей промышленности.

В то же время, Д.Трамп остановился на собственных достижениях за последний месяц. Он рассказал о договоренности с рядом крупных компаний (Ford, Chrysler, General Motors и др.) об инвестировании миллиардов долларов в американскую экономику, о своем запрете на прием на работу новых федеральных служащих (кроме сотрудников военных ведомств и особых категорий служащих) и пообещал понижать расценки по государственным заказам. К своим важнейшим решениям Д. Трамп отнес разрешение строительства нефтепроводов Keystone XL и Dakota, что должно создать десятки тысяч рабочих мест, а также выход США из ТТП.

Далее президент обозначил приоритеты своей экономической политики. Необходимость проведения реформ Д.Трамп рассматривает через призму «возрождения американского духа», под которым он понимает, прежде всего, приоритет внутренних вопросов и акцент на интересах среднего класса. В качестве конкретных целей он назвал создание новых рабочих мест и благоприятных условий для ведения бизнеса, противодействие утечке прибылей, активов компаний и рабочих мест за рубеж, возрождение американской промышленности и рабочего класса. Основными элементами экономической повестки Д.Трампа и средствами достижения поставленных целей станут дерегулирование, налоговая реформа и масштабные инвестиции в инфраструктуру.

Отмена ненужного регулирования, в отличие от остальных экономических мер новой администрации, которые еще только обсуждаются, уже реально началась. Президент подписал указ о создании оперативных групп по дерегулированию в каждом государственном агентстве. Также теперь для того, чтобы ввести новое правило регулирования, надо отменить два старых. Д. Трамп особо отметил принятие мер по отмене регулирования в угольной отрасли, которые были важной частью его предвыборных обещаний.

Президент подчеркнул огромную важность снижения ставки налога на корпоративную прибыль для международной конкурентоспособности американских компаний (сейчас в США одна из самых высоких ставок в мире). Д.Трамп пообещал «очень, очень большое» снижение ставки корпоративного налога и значительные налоговые послабления для среднего класса. Однако он не озвучил подробностей будущей налоговой реформы. В настоящее время разрабатываются несколько проектов (основные – проект министерства финансов и проект Республиканской партии в конгрессе), которые будут представлены в конгресс не раньше весны, после принятия бюджета.

Президент пообещал представить в Конгресс законопроект об инвестициях в инфраструктуру в размере 1 трлн. долл., финансирование которых должно идти как из бюджетных, так и из частных источников в рамках государственно-частного партнерства и предоставления участвующим компаниям налоговых льгот и других стимулов. Проект предполагает использование американских стройматериалов и рабочих, и создание нескольких миллионов рабочих мест.

Большое внимание Д.Трамп уделил вопросам иммиграции. Президент подтвердил свою позицию по строительству стены на границе с Мексикой и укреплению пропускного режима на границах. По его мнению, в настоящее время поток иммигрантов существенно ущемляет интересы низкооплачиваемых американцев, создавая конкуренцию в этом сегменте рынка труда, что оказывает понижающее влияние на зарплаты и ведет к росту государственных расходов. Д. Трамп предложил принять систему выдачи разрешений на въезд, основанную на оценке квалификации и навыков кандидатов, их востребованности в экономике и способности обеспечить себя финансово. Подобная система, базирующаяся на балльной оценке личности и квалификации кандидатов, существует в Канаде и Австралии. Д. Трамп призвал представителей обеих партий поддержать его в вопросах иммиграционной реформы. Если в его предложениях не будет содержаться одиозных политически скандальных моментов (а президент уже сделал шаг назад, отказавшись бороться за свои указы по ограничению въезда граждан семи стран, вызвавших массовые протесты), получение поддержки конгресса не выглядит нереальным.

В связке с иммиграционным вопросом Д.Трамп рассматривает и торговый протекционизм, обосновывая необходимость взимания налога на импорт существованием таких платежей во многих странах. Новая администрация до сих пор не выработала конкретных предложений относительно торговой политики. Президент высказал только общие фразы о том, что он «очень верит в свободную торговлю, но она должна быть справедливой». В проекте налоговой реформы республиканской партии предлагается ввести не импортные пошлины, а корректировку налогов на границе. Однако Д.Трамп ранее высказывался об этом предложении отрицательно, пояснив, что оно кажется ему слишком сложным. Выступление Д. Трампа в Конгрессе тоже не внесло ясности в вопрос о конкретных перспективах торговой политики США.

Большое внимание Д. Трамп уделил здравоохранению (именно этот вопрос республиканцы в Конгрессе намерены рассматривать в первую очередь). По мнению Д. Трампа, реформа здравоохранения привела к «катастрофе», в частности, к резкому повышению стоимости  медицинского страхования. Он призвал Конгресс отменить реформу Б.Обамы и заменить ее на альтернативную организацию системы здравоохранения. Покупка страховки не должна быть обязательной, а чтобы повысить доступ к страхованию и его охват, надо снизить стоимость, расширить выбор и повысить качество медицинской помощи. Необходимо предоставлять гражданам налоговые кредиты и открывать целевые сберегательные счета, а губернаторам дать ресурсы и полномочия для контроля доступности страхования среди наименее защищенных слоев населения. Д. Трамп призвал законодательно защитить пациентов и врачей от неоправданного роста издержек и цен на медицинскую страховку, снизить искусственно завышенные цены на лекарства и разрешить покупать страховку за пределами своего штата, что создаст по-настоящему конкурентный рынок. Президент также признал необходимым дать доступ к медицинскому страхованию всем, независимо от имеющейся истории болезни, и сократить ненужное регулирование в фармацевтической промышленности.

Проект бюджета, который он намерен представить в Конгресс, предусматривает отмену секвестра военного бюджета и одно из самых значительных увеличений расходов на оборону в истории США. Точная сумма не была названа Д.Трампом, но ранее стало известно, что военные расходы могут возрасти на 54 млрд. долл.

Президент призвал конгресс одобрить законопроект, позволяющий финансировать выбор школы для детей из бедных семей (речь идет о системе школьных ваучеров). Он подчеркнул, что семьи должны иметь возможность выбрать частную, государственную, религиозную, чартерную школу или семейное обучение. Министр образования Б. ДеВос является сторонницей расширения спектра альтернативных образовательных организаций, в частности путем продвижения школьных ваучеров и расширения сети чартерных школ (государственных школ с частным управлением и более свободной и гибкой организацией процесса обучения).

В отличие от Б. Обамы, в выступлениях которого всегда звучали слова о необходимости инновационного развития, Д.Трамп не уделил внимания этому вопросу. Он упомянул науку лишь в контексте изобретений 19 века (телефон, печатная машинка, лампочка, телеграф), задав вопрос, какие научные достижения мы увидим через девять лет, к 250-й годовщине независимости США.

Значит ли это, что его не интересует сохранение инновационного лидерства США? Несмотря на то, что президент не говорил о важности развития науки, он озабочен поддержанием конкурентоспособности американских компаний и экономики страны. Его собственный опыт как бизнесмена, преобладание в его команде людей бизнеса и демонстративное игнорирование академических экономистов накладывает отпечаток как на его риторику, так и на политику, которая является в высшей степени прагматичной и опирается скорее на здравый смысл, чем на макроэкономическую картину мира.

Заявленные ориентиры экономической политики Д.Трампа могут способствовать росту и укреплению конкурентоспособности американской экономики, а рост расходов на оборону – привести к увеличению финансирования науки в рамках военных проектов. Однако это не отменяет необходимость долгосрочно ориентированных инвестиций в образование и науку и осознания этой необходимости на уровне высшего руководства.

В выступлении президент обрисовал общую канву своей экономической повестки, но не внес ясность ни в один из конкретных вопросов, которыми предстоит заниматься Конгрессу: каковы предложения новой администрации по налоговой реформе, источникам и механизмам финансирования инвестиций в инфраструктуру, деталям предлагаемой организации системы здравоохранения, источникам финансирования бюджетных расходов. Видимо, определенных ответов на них у Д. Трампа пока нет.

English version available


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати