Первая «сделка» Трампа: США выходят из ТТП

2144

© 26.01.2017, Загашвили В.С.

photo by Gage Skidmore // www.flickr.com/photos/gageskidmore

В первый день работы на посту президента Дональд Трамп выпустил заявление о прекращении участия США в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Это событие было ожидаемым, поскольку будущий президент не раз говорил о нем в ходе своей избирательной кампании. Оно стало еще и красноречивым жестом в сторону предыдущей администрации, уделявшей большое внимание созданию ТТП, которое претендовало на статус значимого исторического события и крупного достижения Барака Обамы.

Решение Трампа вполне укладывается в рамки объявленной им стратегии «возвращения» рабочих мест в США, составной частью которой, судя по его предвыборным обещаниям, станет повышение импортных пошлин и отказ от многосторонних соглашений в пользу двусторонних. При этом Трамп исходит видимо из допущения, что лидеру легче навязать свои условия каждому из партнеров по отдельности, чем отстаивать свои позиции перед их возможным объединением. Раньше это соображение не играло для США особой роли, но сегодня разрыв между ними и другими игроками уменьшается, и Трамп, как можно предположить, ищет выход в смене формата международных договоренностей.

Хотя дистанция между США и остальными странами сокращается (по объему экспорта Китай уже вышел на первое место),  США остаются безусловным научно-техническим лидером и генератором инноваций, что очень важно в условиях усиления роли науки и техники как фактора экономического роста. Об относительном ослаблении США можно говорить применительно к массовому промышленному производству, работники которого составили электоральную основу нового президента. Выход из ТТП на какое-то время может поддержать американскую промышленность, доля которой в ВВП США, как и других развитых стран, действительно сокращается, в том числе под натиском конкуренции со стороны азиатских экспортеров. Однако в основе уменьшения роли промышленности лежит не рост дешевого импорта, а начавшаяся задолго до китайского экономического чуда структурная перестройка американской экономики, происходящая в результате роста автоматизации производства, появления новых отраслей, разрастания сферы услуг.

Перевод относительно старых производств за рубеж выгоден всем участникам этого процесса, обеспечивая распространение уже освоенного и высвобождая ресурсы для создания нового. Одно дело, когда реиндустриализация происходит под действием таких объективных факторов, как, например, удешевление энергоносителей или развитие роботизации. Такая реиндустриализация имеет в своей основе конкурентное поведение и способствует росту производительности. И совсем другое – усиление протекционизма и введение других искусственных ограничений, искажающих конкуренцию. Попытка повернуть вспять экономическое развитие повлечет за собой падение эффективности, сокращение заработной платы и удорожание продукции для потребителей.

В краткосрочном плане часть американской промышленности, непосредственно конкурирующая с импортом, скорее всего, выиграет. Однако в долгосрочной перспективе в проигрыше оказывается вся американская экономика. Дело в том, что либерализация торговли составляет далеко не главную цель ТТП. В условиях роста транснационального производства требования бизнеса к внешнеторговому регулированию смещаются от обеспечения протекционистской защиты к облегчению функционирования глобальных цепочек добавленной стоимости. Все более настоятельной становится необходимость комплексного подхода в промышленной, инвестиционной и торговой политике.

ТТП и было нацелено на институциональное сближение стран-членов, отвечающее новым потребностям растущего международного производства в азиатско-тихоокеанском регионе. Схожие процессы происходят в Северной Атлантике, где также ощущается запрос на выработку организационно-правовых решений, обеспечивающих развитие международного производства. В этом регионе новая внешнеэкономическая доктрина Вашингтона ставит под угрозу переговоры о создании другого объединения – Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП).

Сегодня американские корпорации занимают лидирующие позиции в организации глобальных цепочек добавленной стоимости (ЦДС), составляющих основу транснационального производства. Выход из ТТП, как и ставшее вполне вероятным прекращение переговоров о создании ТТИП, ухудшит их возможности в области транснационального бизнеса. Ухудшатся условия формирования новых ЦДС, что не только нанесет ущерб американским корпорациям, но и замедлит рост мировой экономики.

Выработка ответа на вызовы транснационального производства была не единственным мотивом, которым руководствовались создатели ТТП. США изначально рассматривали данное соглашение как средство усиления своих позиций в регионе в противовес Китаю.

Сегодня Китай лидирует в реализации конкурирующего с ТТП проекта – Регионального всеобъемлющего экономического партнерства (РВЭП). Оба проекта сопоставимы по объему ВВП и обороту международной торговли. В переговорах по РВЭП участвует 7 из 12 стран, вошедших в ТТП: Австралия, Бруней, Вьетнам, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур и Япония.

В случае успеха РВЭП, правила международной торговли в регионе будут устанавливаться под руководством Китая, а не США. Налицо добровольная сдача Вашингтоном своих позиций в регионе. В эти дни остальные участники ТТП обсуждают даже идею приглашения Китая на освободившееся место. Ее реализация маловероятна, но сама по себе она служит красноречивым символом отступления США.

Не будем забывать о том, что новый президент США заявил о своей готовности применить против Китая супер-оружие – введение 45-процентной пошлины на ввоз китайских товаров. В арсенале Трампа есть и политические инструменты – он уже дал понять, что готов разыграть карту Тайваня, и, по всей вероятности, намерен использовать проблему спорных островов в Южно-Китайском море. Иными словами, в Тихоокеанском регионе Америка проигрывает Китаю экономически, но надеется сохранить свое присутствие за счет политического фактора, опирающегося во многом на военную мощь США. Здесь Вашингтон пока сохраняет безусловное преимущество над Пекином.

Следуя своим навыкам бизнесмена, 45-й президент США часто представляет проблему и ее решение в виде сделки. Попробуем и мы. Дело обстоит примерно следующим образом. Условия соглашения: голосуйте за Трампа, и США выйдут из ТТП. Результат: взаимные обязательства электората и кандидата в президенты соблюдены – Трамп в Белом доме, США вышли из ТТП. Контракт исполнен.

Для Америки это невыгодная сделка. Как, впрочем, и для всей мировой экономики. Хорошо, если политика новой американской администрации не спровоцирует усиление протекционизма в других странах, и они не станут, по примеру Вашингтона, искать ответы на вызовы глобализации у себя «на заднем дворе», огородившись новыми таможенными (и не только) заборами. Общий вызов требует совместных решений и, разумеется, компромиссов, в большинстве случаев трудных и уязвимых для критики со стороны различных групп интересов. Это долгий и непростой путь. Но он обещает быть все же менее болезненным по сравнению с приблизившейся, благодаря решению американского президента, опасностью взрывного роста протекционизма, способного привести к глубокому кризису мировой экономики.

Ослабнут позиции США как глобального игрока, способного добиваться установления своих правил в мире. Решение Трампа обесценивает всю работу по продвижению американских интересов, а также распространению американских технических стандартов и правовых принципов, проделанную в ходе его подготовки. Самоизоляция американской экономики, начатая Трампом, будет серьезным испытанием для мирового сообщества. Но оно с ним справится. Когда же США вздумают восстановить свое полноценное участие в мировых экономических процессах, им придется приспосабливаться к новым правилам, которые за время их относительной изоляции будут написаны другими странами.

Вскоре после решения Трампа министр торговли Австралии Стивен Чобо заявил, что не считает соглашение потерянным и допускает возможность его реализации без участия США. А премьер-министр Австралии Малкольм Тернбулл заявил о начале переговоров с Японией, Новой Зеландией и Сингапуром о возможности продолжения проекта ТПП без США.

К сожалению, проблема в том, что американская экономика слишком велика и важна для остальных стран. Поэтому у них вряд ли получится сделать вид, будто ничего не произошло, и продолжить многосторонний процесс, предоставив США вариться в собственном соку. Очевидно, что в своем нынешнем виде, без участия США, соглашение не состоится.

Остается надеяться на то, что в американской администрации найдут способ смягчить заявленную президентом линию на повышение торговых барьеров и выход из многосторонних соглашений. Неясно также, насколько окончательным является решение Вашингтона не участвовать в ТТП, а также насколько последовательными будут другие участники соглашения в своем стремлении обеспечить его реализацию. Но, скорее всего, это будет уже другое соглашение.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати