Главная >  Новости > Новости и события > Новость подробно

Рейтинг международной конкурентоспособности Финляндии падает


© 27.12.2016, Бурнаева Е.М.

Hakaniemi Market Square, Helsinki \\ by www.flickr.com/photos/discoveringfinland

Всемирный экономический форум (ВЭФ) в своем докладе о глобальной конкурентоспособности за 2016–2017 гг. вновь понизил рейтинг Финляндии — до 10-го места по сравнению с 8-м в прошлом году1.

Далеко в прошлом остались времена, когда Финляндия занимала первые строчки рейтинга ВЭФ. Взлет пришелся на период экономического бума в первой половине 2000-х гг.: 1-е место в 2001 г. и 2003 г. и 2-е — в 2002 г. и 2004–2006 гг. В дальнейшем страна утратила лидерство, переместившись в 2007–2010 гг. на 6–7-е место. Некоторое улучшение позиций в 2011–2014 гг. (3–4-е место) сменилось за последние два года более значительным ослаблением положения в рейтинге2.

В целом в Хельсинки не склонны драматизировать нынешнее перемещение на пару строчек вниз. Страна по-прежнему входит в десятку наиболее конкурентоспособных стран мира.

В то же время, как отмечает директор по научной работе Института исследований финской экономики ETLA П. Роувинен, определенную тревогу вызывает понижательный характер тренда. По его мнению, продолжительное и значительное ослабление позиций страны в рейтинге ВЭФ, который делает упор на оценку долгосрочной структурной конкурентоспособности, является свидетельством существования реальных проблем в экономике, а не случайной статистической ошибкой3. На это указывает также более низкий статус Финляндии (20-е место) в другом авторитетном рейтинге — швейцарского Института развития менеджмента IMD, оценивающем краткосрочную ценовую конкурентоспособность4.

Авторы доклада ВЭФ объясняют снижение рейтинга Финляндии главным образом ухудшением макроэкономической ситуации. Страна оказалась сильнее других затронута глобальным экономическим спадом из-за структурных проблем, связанных с падением мирового спроса на основные экспортные статьи — бумагу и электронику, а также чувствительностью финского экспорта к замедлению экономики в России. Это привело в 2011 г. к серьезному ухудшению положения с балансом текущих операций, который до этого многие годы сохранял активное сальдо. До сих пор объем ВВП остается ниже предкризисного уровня 2008 г. Государственный долг с 2008 г. удвоился и превысил 60% ВВП.

К другим проблемным факторам помимо узости внутреннего рынка ВЭФ относит более высокий, чем в ближайших странах-конкурентах (Германии и Швеции), уровень издержек, вызванный резким замедлением роста производительности труда при одновременном сохранении роста заработной платы.

Между тем в докладе подчеркивается, что ряд сильных фундаментальных факторов может помочь Финляндии преодолеть кризис. Среди них — эффективные и транспарентные институты, система высококачественного образования, а также передовая инновационная система5.

Для стимулирования экономики Финляндии рекомендуется исправить традиционную негибкость рынка труда, особенно сложную систему централизованных переговоров о зарплате между профсоюзами и работодателями, которая препятствует приведению зарплаты в соответствие с реальной ситуацией на рынке и тормозит рассасывание высокой безработицы.

Впрочем, отмеченные в международных сопоставлениях ВЭФ сильные и слабые стороны Финляндии хорошо известны. C ноября 2013 г. в рамках Европейского семестра Еврокомиссия проводит мониторинг ситуации с выявленными в стране нарушениями макроэкономического баланса, связанными в том числе и с потерей конкурентоспособности. Правительство премьер-министра Ю. Сипили, сформированное по результатам парламентских выборов 19 апреля 2015 г., в своей программе определило первоочередной задачей укрепление конкурентоспособности национальной экономики и компаний6.

В опубликованном в ноябре 2016 г. специальном докладе Еврокомиссии главным позитивным шагом по восстановлению ценовой конкурентоспособности названо принятие в феврале 2016 г. социальными партнерами рынка труда Пакта конкурентоспособности7, инициатором которого стало финское правительство. Договоренности предусматривают увеличение с 2017 г. продолжительности рабочего времени на 24 часа в год без дополнительной компенсации, временное снижение в 2017–2019 гг. для работников государственного сектора размера отпускных выплат на 30% (сейчас они составляют около половины месячной заработной платы), перенос на работников большей части социальных отчислений, оплачиваемых работодателем. Также в 2017 г. решено отказаться от централизованно согласованных повышений заработной платы. Следующий раунд переговоров о заработной плате на 2018 г. и последующие годы будет проводиться на отраслевом уровне с расширением возможностей ведения переговоров на уровне предприятий.

Пакт вступит в силу с 2017 г. и будет охватывать более 90% трудящихся. По оценкам министерства финансов Финляндии, эти меры позволят снизить издержки на рабочую силу для предпринимателей на 4% и создать 35–40 тыс. новых рабочих мест (около 1,5% всей рабочей силы).

Однако по-прежнему серьезным вызовом является улучшение неценовой конкурентоспособности, поскольку рост производительности труда остается медленным и структурные изменения в экономике ведут к увеличению доли отраслей с уровнем производительности труда ниже среднего. Над этим финскому правительству придется серьезно поработать, ведь рейтинги в Хельсинки уже давно рассматривают как инструмент экономической политики.

Примечания:

1 The Global Competitiveness Report 2016–2017. WEF. Geneve. 2016. Р. 7, 176–178.

2 Pajarinen M., Rouvinen P. Kilpailukyky à la IMD ja WEF. ETLA. Sarja B263. Helsinki. 2014. The Global Competitiveness Report за соответствующие годы.

3 Sajari P. Suomi on maailman kymmenneksi kilpailukykyisin valtio — sijoitus heikkeni viime vuoteen verrattuna. Helsingin Sanomat. 28.09.2016.

4 The 2016 IMD World Competitiveness Scoreboard. IMD. Geneve. 2016. IMD World Competitiveness Scoreboard за соответствующие годы.

5 The Global Competitiveness Report 2016–2017. WEF. Geneve. 2016. Р. 27, 176–178.

6 Strategia Suomelle. Valtioneuvoston kanslian julkaisusarja. 5/2015.

7 Finland — Review of progress on policy measures relevant for the correction of Macroeconomic Imbalances. European Commission Directorate General Economic and Financial Affairs. Brussels. November. 2016.


к списку



Комментарии к этой странице: