Британское правительство представило программу экономического развития

2264

© 29.11.2016, Подколзина И.А.

photo from // www.gov.uk/government

Через пять месяцев после референдума о выходе Великобритании из ЕС правительство Терезы Мэй представило экономическую программу, ориентированную на инновационное развитие страны. Ключевые аспекты этой программы были затронуты премьер-министром в ходе выступления на ежегодной конференции Конфедерации британской промышленности 21 ноября: увеличение государственного финансирования научных исследований и разработок, поддержка коммерциализации исследований, создание благоприятного налогового режима для инновационных компаний.i

Детали экономической программы изложил 23 ноября канцлер Казначейства Филип Хэммонд в традиционном осеннем обращении к парламенту, ставшим для него, по его же словам, первым и последним.ii С 2018 года канцлер будет выступать в парламенте с весенним обращением, а принятие бюджета будет перенесено с марта на осень – символический жест, отражающий желание созданного в чрезвычайных обстоятельствах правительства вписать новую страницу в историю страны.

Специфика момента состоит в высокой степени неопределенности, сложившейся после июньского референдума вокруг перспектив британской экономики. В этой ситуации задачей правительства является создание таких внутренних экономических условий, которые снизят возможные негативные последствия от пересмотра отношений с ЕС. В качестве ключевых проблем, отрицательно сказывающихся на развитии экономики в долгосрочном периоде, выделяется медленный рост производительности труда и неустойчивое состояние жилищного сектора. Предложенная программа предусматривает решение проблемы низкой производительности труда посредством значительного увеличения государственных расходов на инфраструктуру и инновации и проблемы перегрева рынка недвижимости за счет государственных интервенций.

Кроме того, продолжается создание благоприятного налогового режима для ведения бизнеса, причем наибольшие преимущества получают компании, работающие в сфере высоких технологий. На конференции Мэй заявила буквально следующее: «Теперь мы хотим пойти дальше… и обеспечить Великобритании не только самую низкую ставку корпорационного налога среди стран “большой двадцатки”, но и налоговую систему, которая является глубоко проинновационной». Со своей стороны, Хэммонд подтвердил готовность следовать дорожной карте, разработанной его предшественником в отношении реформирования системы корпоративного налогообложения и снижения ставки налога на прибыль корпораций к 2020 году до 17%.

Как отметил канцлер, отставание по темпам роста производительности труда от таких стран, как США, Германия, Франция, Италия, означает, что британцы тратят больше времени на производство того же объема продукции, а получают при этом потенциально меньше. В целях увеличения государственных инвестиций в инфраструктурные и инновационные проекты создается специальный фонд – National Productivity Investment Fund, – на финансирование которого в течение пяти лет будет выделено 23 млрд. фунтов стерлингов. С 2020 г. объем государственных инвестиций в инфраструктурные проекты должен составлять 1-1,2% ВВП. На значимость проблемы указывает и то, что в рейтинге Мирового экономического форума Великобритания занимает 27-е место по качеству автодорожной и 19-е – железнодорожной сети. Преимущество инфраструктурных проектов состоит в том, что они эффективно передают исходный импульс в экономику, характеризуются довольно быстрой отдачей и способны стимулировать рост производительности труда. Под инфраструктурными понимаются как проекты по расширению сети автомобильных и железных дорог, так и проекты по предоставлению широкополосного доступа в интернет и внедрению телекоммуникационных технологий пятого поколения, 5G.

На текущий момент, по данным Конфедерации британской промышленности, компании ставят Великобританию на десятое место в мире по условиям, способствующим осуществлению инноваций. Амбициозный план стимулирования инновационного развития предполагает наибольший с 1979 г. рост государственных расходов и включает такие меры, как выделение дополнительных грантов на научные исследования; увеличение инвестиций в передовые технологии, в том числе, в развитие робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта и квантовых компьютеров; предоставление финансовой поддержки высокотехнологичным стартапам.

Дополнительное государственное финансирование через British Business Bank должно поддержать наиболее перспективные молодые компании. Несмотря на то что по общему числу стартапов Великобритания находится на третьем месте среди стран – членов ОЭСР, по количеству стартапов, добравшихся до коммерческой стадии, – лишь на тринадцатом. При этом значительная часть многообещающих компаний приобретается крупными иностранными корпорациями, преимущественно, американскими. Так, например, компания DeepMind, занимающаяся созданием искусственного интеллекта, была поглощена корпорацией Google, компания Magic Pony, разрабатывающая технологии сжатия видеоданных, приобретена Twitter Inc., а компания Swiftkey, специализирующаяся на программном обеспечении для мобильных устройств, – компанией Microsoft Corp.

Что касается сектора недвижимости, то наблюдаемый там рост цен рассматривается в контексте более широкой проблемы стоимости активов. Эта проблема не только затрудняет реализацию монетарной политики, но и является фактором, угрожающим финансовой стабильности. По оценкам девелоперской компании Savills Plc., для удовлетворения спроса ежегодно должно строиться порядка 300 тысяч новых домов, тогда как за последний год построено на 100 тыс. меньше, и это сказывается на росте цен. Правительственная программа предусматривает выделение дополнительных средств на развитие коммунальной инфраструктуры (2,3 млрд. фунтов стерлингов) и строительство доступного жилья (1,4 млрд. фунтов), что фактически приведет к удвоению капитальных расходов.

Необходимо подчеркнуть, что Казначейство принципиально отказалось от финансирования новых проектов за счет повышения налогов, как это предлагали политические оппоненты. По оценкам Управления по бюджетной ответственности, дополнительные расходы потребуют увеличения заимствований на 122 млрд. фунтов стерлингов в течение следующих пяти лет. При этом 58,7 млрд. будет обусловлено выходом страны из ЕС и вызванным им циклическим замедлением экономики, миграционными процессами и более высокой инфляцией. Прогнозы основаны на том, что Тереза Мэй запустит процесс выхода из ЕС в марте 2017 г., и в этом случае Великобритания формально покинет блок в апреле 2019 г.

Следует отметить, что в своем обращении к парламенту Хэммонд опирался на первые официальные прогнозы темпов роста, сделанные после июньского референдума. Согласно опубликованному в этот же день отчету, Управление по бюджетной ответственности полагает, что выход Великобритании из ЕС повлечет за собой снижение темпов роста на 2,4 процентных пункта в прогнозируемом пятилетнем периоде. По сравнению с предыдущими прогнозами, сделанными в марте, в текущем 2016 году прогноз по росту ВВП был повышен с 2% до 2,1%, в 2017 г., в связи с ожидаемым снижением инвестиций и потребительского спроса на фоне высокого уровня неопределенности и инфляции, – понижен с 2,2% до 1,4%, в 2018 г. – с 2,1% до 1,7%. По мере снижения неопределенности темпы роста должны восстановиться до 2,1% в 2019 и 2020 гг. и составить 2% в 2021 г.iii

С учетом более низких, чем ожидалось раннее, прогнозируемых темпов роста, казначейство отказалось от планов достичь профицита бюджета к 2020 году, однако обещает сбалансировать бюджет после следующих парламентских выборов. В ходе выступления Хэммонд представил новые бюджетные правила, согласно которым к концу срока действующего правительства ежегодный объем заимствований должен составлять менее 2% ВВП, уровень государственного долга в процентах от ВВП должен начать снижаться, а социальные расходы не должны выходить за установленные рамки. Как следствие, к 2021/22 финансовому году бюджетный дефицит должен сократиться с текущих 68,2 млрд. фунтов стерлингов до 17,2 млрд., а чистые заимствования государственного сектора в процентах от ВВП – с 3,5% до 0,7%. По прогнозам, государственный долг начнет снижаться после того, как в следующем финансовом году достигнет максимума на уровне 90% ВВП.

На текущий момент высокая степень неопределенности находит выражение в значительном расхождении между ожиданиями и реальными показателями. Вопреки пессимистичным прогнозам, потребительские и корпоративные расходы в третьем квартале выросли. По данным Управления национальной статистики, опубликованным 25 ноября, расходы домохозяйств увеличились на 0,7%, а инвестиции – на 0,9% по сравнению с предыдущим кварталом. При этом отчет Конфедерации британской промышленности показал, что индекс розничных продаж в ноябре достиг максимального уровня за год. Падение курса британской валюты обусловило рост чистого экспорта, вклад которого в ВВП в третьем квартале составил 0,7 процентного пункта – максимум с конца 2014 г.

В определенной степени экономическая программа британского правительства перекликается с планами администрации Дональда Трампа по реализации мер стимулирующего характера, включая повышение расходов на инфраструктуру и снижение налоговой нагрузки. Результаты британского референдума и итоги выборов в США рассматриваются как экстраординарные события текущего года, ставшие следствием проблем институционального, политического и социального характера, накопившихся на фоне неустойчивого экономического развития и низких темпов экономического роста. Как фактор усталости, так и угроза стагфляции, вынуждают правительства принимать рискованные меры и корректировать направления экономического развития.

На протяжении полутора десятилетий в основе британской модели макроэкономического регулирования лежала активная монетарная политика, целью которой являлось обеспечение ценовой стабильности, тогда как бюджету отводится пассивная роль финансирования государственных программ. Вопрос о смене приоритетов был актуализирован в связи с тем, что в ходе финансового кризиса и медленного последующего восстановления экономики монетарная политика подошла к пределам своих возможностей. В рамках новой стратегии происходит смещение акцентов с регулирования инфляции на стимулирование роста. Тот факт, что финансирование новых проектов будет осуществляться за счет дополнительных заимствований, подчеркивает стимулирующий характер бюджетных мер и намерение консервативного правительства перейти к использованию бюджетной политики в качестве инструмента макроэкономического регулирования.

Примечания:

i CBI annual conference 2016: Prime Minister's speech. Available at: https://www.gov.uk/government/speeches/cbi-annual-conference-2016-prime-ministers-speech

ii Autumn Statement 2016: Philip Hammond’s speech. 23 November 2016. Available at: https://www.gov.uk/government/speeches/autumn-statement-2016-philip-hammonds-speech

iii Office for Budget Responsibility: Economic and Fiscal Outlook. November 2016. Available at: http://cdn.budgetresponsibility.org.uk/Nov2016EFO.pdf


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати