Референдум в Таиланде: что дальше?

2202

© 11.08.2016, Рогожина Н.Г.

photo: asia.nikkei.com

Хотя официальные результаты референдума были объявлены только 10 августа (из-за пересчета голосов на ряде избирательных участков процедура затягивалась), но уже через несколько часов после его проведения 7 августа стало известно, что большинство населения Таиланда выступило в поддержку проекта 20-ой по счету конституции страны. Новый проект основного закона был подготовлен конституционной комиссией, которую сформировали пришедшими к власти в стране в мае 2014 г. военные.

Сам факт активного участия военных в подготовке этого важного документа, определяющего развитие политического процесса в стране в будущем, говорит многое о содержании предложенной конституции. Документ имеет целый ряд положений, закрепляющих status quo нынешней политической элиты, что вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Одни критиковали этот проект за ущемление основ демократии, за продление полномочий и укрепление позиций Национального совета мира и порядка (правящий орган военных), другие считали, что новая конституция позволит предотвратить злоупотребление властью со стороны политиков и покончить с коррупцией.

Все эти выводы делались на основании того, что новый проект конституции предоставляет возможность кандидату, не участвующему в выборах, занять пост премьер-министра, расширяет полномочия назначаемых органов власти, как например, Конституционного суда, затрудняет победу на выборах крупных партий и тем самым благоприятствует формированию слабых коалиций, которыми могут легко манипулировать военные. Нипхит Интарасомбат, заместитель руководителя Демократической партии, оценил предлагаемую конституцию как регрессивную. А лидеры «красных рубашек» пообещали, что призовут своих сторонников проголосовать «против».

Участники референдума отвечали на два вопроса. Первый — «поддерживают ли они предложенный на референдуме проект новой постоянной конституции страны», и второй — «согласны ли они с предложением о том, чтобы выборы премьер-министра в последующие пять лет проходили путем совместного голосования нижней палаты парламента и верхней, сената». По предварительным результатам голосования, по первому вопросу референдума «за» проголосовали 61,4% избирателей (15.56 млн. чел.), «против» – 38,6%. (9,78 млн. чел.). По второму вопросу референдума «за» свои голоса отдали 58% избирателей (13,9 млн. чел.), против - 42% (10 млн. чел.).

Что означает ответ «да» на первый и второй вопросы?

  • Предусматривается пятилетний переходный период к гражданскому правлению.
  • Военные смогут контролировать полностью назначаемый сенат в составе 250 человек. До военного переворота по конституции 2007 г. (составленной тоже военными) половина состава сената избиралась, а вторая часть назначалась. А премьер-министр должен был избираться нижней палатой парламента из состава её депутатов.
  • Шесть мест в сенате будут зарезервировано за главами военных ведомств и спецслужб.
  • Значительно повышаются политические полномочия и роль сената в политическом процессе. В выборе премьер-министра будут принимать совместное участие нижняя и верхняя палаты парламента. Это открывает путь к назначению на пост премьер-министра в будущем правительстве Таиланда нынешнего руководителя страны генерала Прают-Тян Оча, возглавившего военный переворот.
  • С учетом введения новой избирательной системы практически исключается возможность победы на выборах крупной партии и возникает риск формирования слабого коалиционного правительства из числа мелких партий, что позволит военным установить над ним свой контроль.
  • Сохраняют свою законную силу все чрезвычайные декреты, принятые военным руководством.

По мнению таиландских политиков и политологов (в основном из числа оппозиционеров), такой высокий процент поддержавших проект конституции объясняется просто: таиландцы отдали свои голоса за саму возможность проведения в 2017 г. первых с 2011 г. всеобщих парламентских выборов и за возвращение к демократии после более чем двух лет нахождения у власти военных. Таким образом, они проявили готовность пожертвовать «частью» демократии ради её восстановления. Конечно, можно согласиться с такой трактовкой результатов голосования, учитывая, что процесс демократизации страны, несмотря на постоянные его «провалы», зашел уже довольно далеко.

То, что затягивание с проведением выборов, может, в конечном счете, вызвать массовое недовольство, военные знают на собственном опыте. Когда они в 2009 г. в очередной раз захватили власть в стране, то вынуждены были уже через два года объявить о проведении всеобщих выборов, испугавшись накала политических страстей. Тогда результатом стала победа их противников, которых они ранее силой вывели из политической игры.

Оценивая результаты референдума, не стоит забывать о том, что приход к власти военных в 2014 г. отвечал интересам традиционного политического истеблишмента, который стремился к сохранению своего статус-кво в политике. Гарантией этому служит новая конституция.

На итогах референдума сказались и настроения, охватившие значительную часть таиландского общества, ­ усталость от хаоса и неразберихи, царившие в стране на протяжении последних десяти лет, желание обрести стабильность и порядок, чем и воспользовались военные, породив в общественном сознании образы «врагов» и «защитников» нации. К первым причисляются коррумпированные политики, которым удавалось узурпировать власть в стране в результате демократических выборов и которые несут ответственность за неразбериху в стране. Ко вторым относятся военные, которые смогли навести порядок и обеспечить людям мирную жизнь. Поэтому люди и поддержали новую версию конституции, сохраняющую значительные полномочия за военными и охраняющую их от прихода к власти коррумпированных политиков.

Не стоит упускать из виду и тот факт, что в преддверии проведения референдума военные использовали всю свою власть, чтобы предотвратить саму возможность распространения в обществе инакомыслия, запретив обсуждать проект конституции и высказывать какое-либо оппозиционное мнение под угрозой ареста и тюремного заключения сроком до 10 лет. Более сотни человек, в том числе студенческие активисты и ряд политиков, были задержаны. Последствием таких репрессивных действий военного руководства стало не только запугивание народа, но и лишение его доступа к альтернативной точке зрения. Единственным каналом информации для него стала государственная пропаганда.

Однако тот факт, что второй вопрос референдума собрал меньше голосов «за», и общество практически разделилось на два лагеря, говорит о том, что идея представительной демократии, против которой выступают военные, остается не только лозунгом для «красных рубашек», сторонников свергнутых военными демократически выбранных правительств (в 2006 г. и 2011 г.), но и прочно вошла в массовое сознание народа.

Несогласие части население с проектом конституции проявилось и в фактической (по сравнению с предсказанной) явкой людей на референдум - ­ 58% вместо ожидаемых 80%.

Приведет ли новая конституция к политическому примирению общества, как это было обещано военными? С точки зрения складывающихся политических условий, вряд ли, учитывая явный перевес возможностей для традиционного политического истеблишмента при наличии в обществе сил, настроенных оппозиционно. К тому же нестабильность политического процесса заложена и в самой избирательной системе, осложняющей победу на выборах какой-либо одной крупной партии. Военные, наверное, рассчитывают, что, таким образом, они избавят таиландского общество от противостояния политических сил, ставшего причиной военного переворота. Однако коалиция из мелких партий эту проблему не решит и к тому же осложнит проведение в стране экономических реформ, от результатов которых, в конечном счете, и зависит будущее политического развития Таиланда.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати