Кто играет против Назарбаева?

2967

© 07.06.2016, Баранчик Ю.В. 

photo: www.flickr.com/photos/kjfnjy/

В воскресение в Казахстане произошли знаковые события. Вместо того, чтобы, как показал опыт того же Брюсселя и Парижа, атаковать массовые скопления людей – в кафе, ресторанах, театрах, чтобы нанести как можно более серьезный удар по общественному мнению – что и является главной целью любого террора, террористы прибегли к необычной тактике. Имея огнестрельное автоматическое оружие, они зачем-то решили ограбить оружейные магазины, имеющие в распоряжении одни помповые ружья и карабины, но не автоматическое оружие. Захватив автобус, которым впоследствии протаранили ворота базы Нацгвардии, они высадили людей из автобуса, а не расстреляли их. Кроме того, почему-то решили пойти на приступ базы Нацгвардии, где вполне ожидаемо, встретили серьезное сопротивление и понесли потери. Странные какие-то террористы.

После последовавшей довольно быстрой силовой реакции властей, в ходе которой четверо нападавших были убиты, а семеро задержаны, на следующий же день власти довольно оперативно обвинили известного предпринимателя, директора ТОО "Шымкентпиво" Тохтара Тулешова, который с января 2016 года находится под стражей,  в подготовке государственного переворота.

Напомню, что в начале февраля 2016 года Алматинский районный суд N2 города Астаны санкционировал арест Тулешова. Ему вменялось совершение уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 297 ч.3, п.3 (незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта, пересылка либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов) и  266 ч.3 (финансирование деятельности преступной группы, а ровно хранение, распределение имущества, разработка каналов финансирования) Уголовного кодекса республики.

Как проинформировал СМИ представитель КНБ Казахстана, «план его действий предусматривал дестабилизацию обстановки в стране путем создания очагов напряженности, организацию акций протеста и массовых беспорядков, на фоне которых он планировал сформировать так называемое «альтернативное правительство» и изменить структуру действующей власти».

В ходе действий казахстанских силовиков был задержан ряд сообщников Тулешова. В их числе – «бывший первый заместитель генерального прокурора Республики Казахстан, бывший член конституционного совета, государственный советник юстиции второго класса Ильяс Бахтыбаев. Бывший начальник департамента внутренних дел ЮКО генерал-майор Доскалиев. Кроме того, в числе задержанных - бывший первый заместитель начальника департамента органов внутренних дел ЮКО полковник полиции и два командира войсковых частей 35748 и 55653 регионального командования "Юг" министерства обороны» (http://www.interfax.by/news/world/1207297).

Понятно, что пристегнуть клан Тулешова к попытке госпереворота – большого труда для казахстанских спецслужб не составит. Вопрос в том, зачем это понадобилось властям республики? Скорее всего, речь идет о том, что майские акции протеста из-за земельной реформы показали официальной Астане, что в условиях серьезного падения доходов населения, и несмотря на все усилия властей, ситуация в стране в любой момент может выйти из-под контроля. На это накладывается недовольство складывающейся ситуацией других кланов республики, а также фактор возраста Назарбаева.

Если говорить по сути, то статистика террористических акций в Казахстане за период 2000-2016 годов говорит о том, что, в основном, это была борьба одних кланов с другими за контроль над силовым блоком, опора на который будет необходима для захвата власти после ухода Назарбаева. Поэтому, если куда и стоит смотреть, то это не на внешние факторы, а на внутреннюю ситуацию, особенно в силовых структурах. Почерк террористической активности в Казахстане, когда удары наносятся в основном по силовикам, говорит о том, что какой-то игрок или клан делает ставку именно на силовой захват власти в момент слабости или сразу после ухода Назарбаева, используя при этом ваххабистские и радикальные исламские течения исключительно в качестве «мяса» для подготовки доморощенных террористов.

И тот факт,  что в Казахстане в последние годы действуют не международные террористические сети, а именно доморощенные террористы, уже отметили специалисты. Среди казахстанских экспертов и силовиков до последнего времени было распространено мнение, что у них в стране могут действовать только международные террористические организации, а своих нет и быть не может.  В эту самоуспокоительную мантру, первоначально рассчитанную на обывателей, поверили даже те, кто ее сочинял. В действительности в Казахстане на протяжении последних лет происходил рост террористических проявлений, джихадисты накапливали боевой опыт и вели пропагандистскую работу среди бедных и ущемленных групп населения.

Казахстанский политолог, директор КИСИ Ерлан Карин выделил несколько этапов развития террористических проявлений в Казахстане. По его мнению, иностранные террористы действовали в стране непродолжительное время в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Десять лет назад проблема терроризма для Казахстана в большей мере связывалась с тем, что на территории республики могли скрываться беглые, или так называемые «чужие» террористы (например, из Узбекистана, Китая (уйгуры) или Таджикистана).

Но уже с средины «нулевых» годов ситуация качественно изменилась. С 2003 по 2007 гг. обвинение в участии в террористических организациях или в подготовке теракта официально было выдвинуто 89 чел. Наиболее резонансным стало дело группы «Жамаат моджахедов Центральной Азии» (в ее состав входили преимущественно граждане Казахстана), на счету которой целая серия террористических актов, организованных весной-летом 2004 года в Узбекистане. В 2008-2009 годах, по официальным данным, в стране было предотвращено 7 терактов. В 2011 – 2012 гг. произошла эскалация террористических атак. В 2011 г. произошли взрывы в здании департамента КНБ в Актобе и у здания СИЗО КНБ в Астане. Террористы целенаправленно нападали на силовиков. Это была уже война. (http://hvylya.net/analytics/geopolitics/teraktyi-v-kazahstane-inkubatsionnyiy-period-zakonchilsya.html).

Кроме того, еще в 2012 году казахстанские эксперты Марат Шибутов и Вячеслав Абрамов представили обширный доклад «Терроризм в Казахстане – 2011-2012 годы», где утверждали, что в стране закончился «инкубационный период» внутреннего терроризма и в скором времени стоит ожидать новой, более сильной, волны террора. Об этом, напомню, ИА REGNUM писал еще четыре года назад: «27 ноября в Институте политических решений был представлен доклад "Терроризм в Казахстане – 2011-2012 годы", отражающий, по мнению Восточного бюро ИА REGNUM, очень важные вехи развития террористической сети в республике. Учитывая важность этой работы, ИА REGNUM приняло решение опубликовать эту работу полностью» (https://regnum.ru/news/polit/1598478.html).

Также не может считаться рабочей и версия, как казахстанских властей, так и многих экспертов о том, что в воскресение в Казахстане была предотвращена попытка госпереворота. Властям после майских социальных волнений необходимо закрутить гайки в преддверии более серьезных и массовых проявлений народного недовольства. А как показывает практика тех же «развитых» стран Запада, нет лучшего предлога для мобилизации режима, чем угроза террористической угрозы и госпереворота. Эта версия годится для «народа», но не для профессионалов.

Теракты против силовиков и ранее происходили многократно, но попытками госпереворота не считались. Да и сейчас разве может считаться нападение на два магазина и неудавшийся захват оружейной базы в воинской части в одной из окраинных провинций – попыткой госпереворота?


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати