Стратегия невыполнима? Обновлённая стратегия науки и инноваций Ирландии

2758

© 15.02.2016, Мамедьяров З.А.

Правительство Ирландии опубликовало пятилетнюю (до 2020 г.) стратегию развития инноваций в стране.

Новая «Стратегия науки, технологий и инноваций» (предыдущая программа завершилась в 2013 г.) является важным дополнением к общей государственной стратегии Ирландии Entreprise 2025. Эта стратегия направлена на построение новой экономики, основанной на экспорте и предпринимательстве, и призвана сделать Ирландию одним из технологических лидеров планеты с качественным образованием и широкими возможностями для предпринимателей со всего мира. Стратегия — результат совместной двухлетней работы правительства, государственных агентств, университетского сообщества и деловых кругов.

Ключевой целью Стратегии является доведение финансирования ИР до 2,5% ВНП, что будет означать рост с текущих 2,9 млрд. евро в год (1,81% ВНП или 1,55% ВВП) до 5 млрд. — практически речь идёт о росте более, чем на 70%, что является крайне амбициозной задачей (так, в 2004-2014 гг. этот показатель вырос в Ирландии на 31%). Для сравнения: среднее финансирование ИР по 28 странам ЕС в 2014 году составило 2,03% ВВП, в лидерах — Финляндия (3,17%), Швеция (3,16%), Дания (3,08%) и Германия (2,84%). Объемы финансирования ИР в этих странах («инновационных лидерах» по характеристике Еврокомиссии) в среднем в два раза больше, чем в Ирландии, которая в рейтинге Еврокомиссии отнесена к «догоняющим инноваторам». Очевидно, Стратегия — попытка догнать европейских лидеров. Ирландия собирается совершить колоссальный рывок, который в абсолютном количественном исчислении еще не имел прецедентов в ЕС.

Увеличиться должно как частное, так и государственное финансирование. Причём последнее – в большей степени, чтобы переломить сложившуюся в 2008-2013 гг. тенденцию. За этот период государственные расходы на ИР в Ирландии сократились на 22%, тогда как частные выросли на 31%. Хотя и отмечается, что главным драйвером развития инноваций является предпринимательство и поэтому ему авторы Стратегии уделяют основное внимание. Скажем, финансировать и создавать новые научные центры планируется только с условием доступа к ним предпринимателей.

В целом Стратегия содержит 93 «цели», которые должны быть достигнуты к 2020 году. Одна из них – рост числа исследователей, переходящих в промышленную сферу после работы в академическом секторе (рост на 60% — до 40 тысяч ученых, работающих в промышленности). Большое значение придаётся также мерам, способным повысить популярность технических и инженерных специальностей у молодежи. Правительство планирует 30%-ый (с 1750 до 2250) рост числа студентов магистерских и PhD-программ научной направленности к 2020-му году.

Помимо того, Стратегия предусматривает обсуждение присоединения к таким ведущим научным организациям Европы, как ЦЕРН и Европейская южная обсерватория. Заметим, что ирландские физики уже несколько десятилетий ждут момента, когда страна наконец-то станет членом ЦЕРН.

Намечается также разработка и публикация специальной программы финансирования перспективных исследований, которая учитывала бы быстро изменяющиеся технологические процессы и формировала механизмы реагирования на них. В Стратегии особо подчеркивается необходимость постоянного мониторинга экономического состояния других конкурирующих экономик и проведения сравнений с целью увеличения конкурентоспособности страны.

Однако как часто и бывает с подобными правительственными документами, Стратегия оставляет немало поводов для скепсиса. Прежде всего, в ней не проанализированы кризисные элементы научно-исследовательской сферы Ирландии. Это - низкое число патентов; слабое участие бизнеса в ИР (54% компаний их не ведут); искажение официальных данных об уровне инновационности экономики Ирландии финансовыми транзакциями крупнейших мировых компаний, заинтересованных, в первую очередь, в особом налоговом законодательстве Ирландии. Например, Google, Facebook и Microsoft переводят в Ирландию огромную долю своих прибылей, что в итоге завышает показатели «экономической эффективности» научно-технологической деятельности. При этом почти половина ирландских работников в сфере IT являются обыкновенными администраторами. Исследование «Таймс» (Times Higher Education, 2013) показало, что Ирландия занимает последнее место в списке из 30 стран по объему корпоративного финансирования на одного ученого. Тогда как в Южной Корее финансирование составило 97900$ на ученого, в Ирландии только 8300$. При этом роль ирландских компаний оказалась еще меньше — 65% корпоративных расходов на НИОКР пришлись на зарубежные (в первую очередь, из США) компании. Ирландия является слабым экспортером, имея всего 4200 промышленных предприятий — предпоследнее место среди членов ОЭСР. При этом, например, имеющая сравнимую численность населения Дания имеет 15500 предприятий. Стратегия не содержит плана по преодолению этих трудностей, из чего можно сделать вывод, что доминирование зарубежных компаний в технологической сфере Ирландии продолжится, при этом существенного оживления собственных предприятий не ожидается. Насколько в такой ситуации можно говорить об «инновационном лидерстве» остается открытым вопросом.

Более того, существуют сомнения в том, что Стратегия получит заявленное государственное финансирование. Пока лишь отмечается, что, во-первых, научный фонд Ирландии, управляющий двенадцатью крупнейшими научно-исследовательскими институтами страны, получит повышенное финансирование, а число самих институтов, вероятно, будет увеличено. Во-вторых, Стратегия излагает цели лишь в общих чертах, не останавливаясь детально на мерах, необходимых для успешного ее осуществления. Научное сообщество Ирландии выразило надежду, что в ближайшее время будут составлены более конкретные планы действий для каждой отрасли науки и промышленности. В-третьих, в Стратегии ничего не сказано о планах по восстановлению расходов на высшее образование, которые были существенно урезаны в кризисные годы. В то же время восстановление в полном объеме финансирования высших учебных заведений является одним из ключевых элементов успешного осуществления предложенной Стратегии.


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати