Главная >  Новости > Новости и события > Новость подробно

Базовый доход по-фински


© 01.12.2015, Бурнаева Е.М.

Финское Ведомство пенсионного страхования (КЕЛА) по поручению правительства приступило к подготовке эксперимента по переходу на новую систему социального обеспечения, основанную на принципе базового дохода. Под базовым доходом понимаются различные формы организации социального обеспечения, при которых каждому гражданину регулярно и без предварительных условий выплачивается определенная денежная сумма в качестве средств к существованию.

В Финляндии о базовом доходе заговорили после публикации в 1972 г. романа С. Паронена «Корабль», в котором автор поднял тему «денег, обеспечивающих независимость»1, претендовать на которые индивид может «по праву человека». Дискуссия о базовом доходе развивалась волнообразно в зависимости от внутриполитической и экономической ситуации в стране, но так и оставалась на уровне общих разговоров2. По словам премьер-министра, председателя партии Финляндский центр Ю. Сипили, до сих пор не хватало политической воли, чтобы прояснить, как модель базового дохода будет работать на практике. В ходе предвыборной кампании, предшествовавшей парламентским выборам 19 апреля 2015 г., Ю. Сипиля вывел идею базового дохода на уровень реальной политики, закрепив затем в программе своего правительства3.

Привычный к риску Ю. Сипиля исходит из того, что для вывода Финляндии из полосы экономических трудностей нужна готовность экспериментировать и искать новые решения. В Финляндии насчитывается более 450 тыс. безработных и около 800 тыс. граждан с низким доходом. Между тем система социального обеспечения, сформировавшаяся много лет назад, является слишком сложной и забюрократизированной (ее называют «социальными джунглями») и не создает стимулов к труду, делая бессмысленным поиск дополнительных заработков из-за опасения утратить право на социальное пособие. Поэтому цель реформы по введению базового дохода, как это видится правительству, — построить мост между социальным страхованием и рынком труда, сократить бюрократию и упростить запутанную систему предоставления социальных льгот, так чтобы новая система соответствовала изменениям, происходящим на рынке труда, и способствовала росту занятости граждан с невысоким уровнем доходов.

Судя по итогам опроса общественного мнения, проведенного КЕЛА в сентябре этого года, идея реформы системы социального обеспечения пользуется в Финляндии широкой поддержкой. На вопрос об отношении к моделям базового дохода и отрицательного подоходного налога 69% опрошенных (участвовали 1006 человек) ответили, что считают оба варианта «хорошей» или «очень хорошей» идеей4. Причем если не принимать в расчет тех, кто не смог сформулировать свое мнение, то модель отрицательного подоходного налога оказывается, судя по ответам, предпочтительнее (78%) базового дохода (72%).

Наиболее высокая поддержка базового дохода отмечена среди представителей «Зеленых» и Шведской народной партии — более 80%, «Союза левых сил» — более 70%, Социал-демократической партии Финляндии — 69%, партии «Финляндский центр» — около 60%. Несколько ниже она среди «Христианских демократов» — 56% и Национальной коалиционной партии — 54%.

В качестве приемлемой суммы базового дохода участники опроса обозначили 1000 евро в месяц, что примерно в 1,3 раза больше минимальной пенсии.

Очевидно, что такая широкая внутриполитическая поддержка дает правительству Ю. Сипили карт-бланш на проведение социального эксперимента по переходу на базовый доход. Его подготовка поручена рабочей группе под руководством директора по исследовательской работе КЕЛА О. Кангаса5. Поставлена непростая задача в промежуточном докладе, который будет подготовлен уже к марту 2016 г., определиться с моделью базового дохода, которая будет положена в основу эксперимента. Для этого предстоит проанализировать четыре варианта: полного базового дохода, частичного базового дохода, отрицательного подоходного налога, а также другие возможности получения базового дохода и их влияние на различные группы населения6. В промежуточном докладе будут также собраны и проанализированы данные об опыте внедрения базового дохода в других странах. Непосредственно в ходе эксперимента планируется провести оценку расходов государства, связанных с переходом на новую систему.

Окончательные выводы с конкретными предложениями по организации эксперимента рабочая группа представит в ноябре 2016 г. Эксперимент будет проводиться в 2017–2018 гг., а в 2019 г. — анализ полученных результатов.

На сегодняшний день ничего конкретного о параметрах эксперимента не известно. О.Кангас в своих интервью для финских СМИ делится лишь некоторыми размышлениями на тему эксперимента с теми оговорками, что заранее не выступает за или против той или иной модели базового дохода, а хотел бы изучить вопросы беспристрастно. Так, он замечает, что если заменить систему социального обеспечения базовым доходом, то его размер должен быть достаточно большим (порядка 800 евро), что в нынешних экономических условиях вряд ли реалистично, «хотя пробовать можно все что угодно»7.

Если же рассматривать вариант дополнения базового дохода другими социальными выплатами, например, жилищными пособиями или компенсациями по безработице, тогда эксперимент должен быть нацелен на лиц трудоспособного возраста и не затрагивать детей и пенсионеров, которые уже имеют своего рода базовый доход — детское пособие или пенсию. По словам О. Кангаса, в этой модели обычно фигурирует сумма 550 евро, что соответствует выплачиваемому КЕЛА нетто-пособию по безработице, однако было бы любопытно посмотреть в ходе эксперимента, как разные суммы базового дохода повлияют на стимулы к труду в разных целевых группах и регионах.

В случае модели отрицательного подоходного налога потребуется создать регистр доходов и ежемесячно отслеживать подлежащие налогообложению доходы. Руководитель проекта отмечает, что для отдельного гражданина не имеет особо большого значения разница между тем, что базовый доход касается всех, а отрицательный подоходный налог больше зависит от получаемого дохода.

В связи с четвертой моделью О. Кангас ссылается на идеи британского экономиста А. Аткинсона, который предложил помимо базового дохода выплачивать также «деньги за участие», если гражданин выполняет общественно полезную или оплачиваемую работу.

Также рабочая группа нацелена на то, чтобы эксперимент имел как можно более широкий общенациональный охват как по количеству граждан — десятков тысяч на основе случайной выборки, так и по числу регионов, причем в некоторых коммунах охват населения был бы стопроцентным. Это гарантировало бы чистоту эксперимента и достоверность его результатов. При этом рабочей группе предстоит определиться, в каких масштабах проведение эксперимента с базовым доходом возможно в рамках конституции страны и как при этом можно гарантировать гражданам сохранение равных прав, гарантированных основным законом государства.

Запуск проекта по базовому доходу, несомненно, можно расценивать как большой шаг вперед правительства Ю. Сипили по реформированию системы социального страхования Финляндии. Однако делать какие-либо выводы преждевременно. Как осторожно замечает известный эксперт по социальным вопросам из Исследовательского института трудящихся О. Каннинен, эксперимент еще не начался, да и его результаты невозможно предсказать заранее — они могут оказаться для политиков слишком пугающими, и проще будет похоронить их в бюрократических процедурах8. По словам же оптимиста Ю. Сипили, не нужно бояться неудач, потому что из них можно извлечь ценные уроки9.

В связи с этим обращает на себя внимание тот факт, что, судя по правительственной программе, Ю. Сипиля хочет опробовать одновременно и другую, противоположную базовому доходу модель инклюзивного социального обеспечения, направленную на координацию заработной платы и социального страхования, а также поддержку уволенных работников, как только они становятся безработными. В основу этой реформы будут положены оценки и рекомендации независимой экспертной рабочей группы10.

Очевидно, что правительство смело апробирует различные варианты модернизации системы социального страхования, которая призвана поддерживать стимулы к труду и поиску работы и способствовать сокращению структурной безработицы.

Примечания:

1 S.Paronen. Laiva. Helsinki. 1972.

2 Впервые с поддержкой идеи базового дохода выступили партия «Финляндский центр», Национальная коалиционная партия и Социал-демократическая партия Финляндии на парламентских выборах 1987 г.

3 Ratkaisujen Suomi. Neuvottelutulos strategisesta hallitusohjelmasta. 27.5.2015. S. 19.

4 Perustulolla on vahva kannatus. KELA. Tiedote. 29.9.2015. http://www.kela.fi/-/perustulolla-on-vahva-kannatus. См. подробнее: KELAn tutkimusbloggi. http://blogi.kansanelakelaitos.fi/arkisto/2759.

5 В состав рабочей группы вошли исследователи из ведущих научных центров Финляндии: исследовательского отдела КЕЛА, университетов Хельсинки, Тампере, Турку и Восточной Финляндии, Фонда юбилейного 1967 года независимости Финляндии СИТРА, исследовательской группы «Тэнк» и Государственного исследовательского центра ВАТТ, а также специалисты организации предпринимателей «Суомен юриттаят» и из муниципалитетов, эксперты по налоговым и юридическим вопросам.

6 Модель полного базового дохода означает, что все получают одинаковые выплаты для удовлетворения основных нужд, независимо от экономического положения. Модель частичной выплаты базового дохода предусматривает также возможность выплаты других социальных пособий, которые зависят от размера получаемых доходов и конкретных потребностей. Модель отрицательного подоходного налога построена на перераспределении доходов через налоговую систему, которое гарантирует лицам без доходов или с невысокими доходами получение определенной денежной суммы. Будут также изучены другие возможности получения базового дохода.

7 Lännen Media: KELA aloittaa perustulon valmistelun — kansalaisten käteen 550 tai 800 euroa. Kotimaa. 31.10.2015. Perustulo siirtyy teoriasta testaukseen. Sosiaalivakuutus. 23.11.2015. http://sosiaalivakuutus.fi/perustulo-siirtyy-teoriasta-testaukseen/

8 Suomessa selvitellään, arvioidaan ja valmistellaan — Hollanti kokeilee perustuloa käytännössä. Kotimaa. 15.9.2015.

9 Kokeilut ovat tie uuteen. Suomenmaa. 21.11.2014.

10 Ratkaisujen Suomi. Neuvottelutulos strategisesta hallitusohjelmasta. 27.5.2015. S.13.


к списку



Комментарии к этой странице: