Индийская система стартапов на подъеме

3520

© 30.11.2015, Рогожин А.А.

Индия занимает третье место среди глобальных систем развития стартапов, уступая лишь США и Великобритании. Недавно индийское правительство приняло ряд важных документов, направленных на сокращения регуляторных препятствий для стартапов. Это создаёт немалые возможности, как для самих предпринимателей, так и для инвесторов. Тем не менее, некоторые руководители транснациональных корпораций (ТНК) выразили озабоченность по поводу того, что развивающаяся культура стартапов негативно влияет на новых участников рынка и устоявшиеся бизнесы.

Динамика, лежащая в основе культуры стартапов Индии, обусловлена той сильной базой, которая была заложена сектором информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Только текущем году в стране было создано 1,2 тыс. технологических стартапов, и более 50% из них были связаны с электронной торговлей, потребительскими услугами и функциями агрегаторов.

В период с января по сентябрь с. г. инвесторы-ангелы и венчурные капиталисты вложили 7,3 млрд. долл. в рамках 639 сделок в компании-стартапы, находящиеся на самых разных стадиях своего развития. Более того, финансирование в третьем квартале с. г. вдвое превысило показатели первого и второго кварталов, увеличившись более чем на 200% по сравнению с уровнем четвёртого квартала 2014 года.  Темпы этого роста могут быть объяснены воодушевлением по поводу экономических перспектив Индии, а также качеством идей и проектов, исходящих,   как от молодых выпускников индийских вузов, так и от опытных профессионалов.

Индия в представлениях предпринимателей и инвесторов – это огромная клиентская база, стремительно развивающаяся технологическая инфраструктура, расширение охвата и связанности Интернета, а также огромное количество талантливых сотрудников. Хотя главными центрами создания стартапов оказываются Бангалор, Мумбаи и конгломерат Дели, этот процесс бурно развивается и в некоторых других частях Индии, включая Хайдарабад, Ченнаи, Гоа, Керала и Коимбатур. Каждый регион имеет свои особенности развития стартапов, зависящие от уровня развития инфраструктуры, близости соответствующих отраслей, предпринимательского климата и доступа к квалифицированной рабочей силе.

Большинство стартапов Индии предлагают услуги по линии "бизнес-потребители" (business-to-consumer, B2C) и берут на вооружение модель двустороннего рынка. По мнению профессора В. Шридхара (V. Sridhar) из Международного технологического института в Бангалоре, многие стартапы "создали платформы, которые связывают продавцов, отели, больницы, рестораны и транспортные компании с одной стороны, с покупателями, путешественниками, пациентами, гурманами и пассажирами – с другой". Более того, революция стартапов оказалась выгодна и рабочим, и неорганизованным секторам экономики – водителям такси, курьерам, поварам, прислуге, водопроводчикам, электрикам, местным кустарям и мастерам.

Индийские стартапы – самые "молодежные" в мире – 72% основателей новых компаний в Индии моложе 35 лет. Это важно, поскольку молодые предприниматели не боятся рисков,   обладают достаточной  энергией  и готовностью к инновациям, необходимым для придания  импульса к развитию стартапа. Они гибки, используют самые современные технологии, экспериментируют с дерзкими моделями ведения бизнеса, нацеливаются на высокие показатели роста, несмотря на долгосрочную неопределённость перспектив выживания их проекта.

В Индии творчески мыслящие предприниматели обладают инновационными и основанными на технологиях решениями в области здравоохранения, образования, социальных платформ, развития местных услуг, электронной торговли, транспорта, логистики и аналитики – создавая возможности, позволяющие обойти старые проблемы, с которыми сталкивается индийская экономика. Стартапы также стали привлекательными источниками рабочих мест для выпускников университетов и площадками для апробирования новых идей и поиска гибких решений, не скованных иерархией и закостеневшими правилами поведения.

Тем не менее, траектория роста стартапов остаётся очень неустойчивой, многие новые компании терпят крах и разваливаются. Тем не менее, уцелевшие расширяются и диверсифицируются в самых разных направлениях. Молодые профессионалы в начале своей карьеры обретают бесценный опыт в подобных компаниях, которые требуют от своих сотрудников креативности, инициативы, а также опыта в области цифровых технологий и готовности выполнять самые разные роли. В современной динамичной бизнес-среде их профессиональный рост  в течение короткого промежутка времени в стартапе  может стать эквивалентом знаний, навыков и умений, обретённых в ходе достаточно длинного карьерного пути крупными профессионалами в традиционных компаниях.

К примеру, сотрудники стартапов получают опыт разработки новых технологий и услуг и апробирования своих идей на рынке. Устоявшиеся компании могут извлечь большую выгоду, привлекая профессионалов с опытом работы в стартапах. С точки зрения стратегии развития бизнеса стартапы представляют собой дополнительные возможности,  как для ТНК, так и для малых и средних предприятий.

По мнению менеджера-консультанта в области международного бизнеса Адама Питмэна (Adam Pitman), ТНК, а также малый и средний бизнес могут извлечь большую выгоду, воспользовавшись возможностями и ресурсами, разработанными стартапами. "ТНК могут привлекать таланты или даже целые подразделения, задействованные в передовых технических отраслях, из стартапов, интегрируя их навыки в свои бизнес-процессы с целью диверсификации своего бизнеса. ТНК, малый и средний бизнес также могут покупать неудачные стартапы, чтобы получить физические активы – например, инфраструктуру и сотрудников,  а также новых клиентов и потоки доходов".

Трансформация ландшафта в области цифровых технологий и стартапов в Индии обусловила инициирование правительством ключевых кампаний в области поддержки экономического развития, приглашения иностранных инвесторов и создания рабочих мест. Новейшим ярким примером мер такого рода стала инициатива Start-up India. В рамках этой инициативы был создан фонд India Aspiration Fund (IAF) в качестве агрегатора средств при Small Industries Development Bank of India (SIDBI) с целью укрепления и наращивания экосистемы стартапов.

Индийские стартапы также пользуются налоговыми льготами, для них создаются инкубационные центры, в ближайшем будущем должны быть облегчены процедуры выдачи разрешений и ликвидации компаний. Ожидается увеличение потока средств инвесторов и темпов роста стартапов. И хотя столь стремительное расширение сообщества стартапов несёт в себе определённые проблемы для уже устоявшегося бизнеса, этот рост также порождает целый ряд новых возможностей для старых компаний, которые те должны осознать и воспользоваться ими к своей выгоде.

 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати