Парламент Греции одобрил новый план «спасения» греческой экономики

4043

 © 16.07.2015, Квашнин Ю.Д.

В ночь с 15 на 16 июля после ожесточенных дебатов парламент Греции одобрил пакет экстренных мер, необходимых для проведения переговоров и заключения соглашения о получении средств из Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ). Благодаря этому стране будет предоставлен третий пакет финансовой поддержки на условиях осуществления структурных реформ и возобновления политики жесткой экономии. За законопроект проголосовала большая часть депутатов правящих партий СИРИЗА и «Независимые греки», а также центристских партий («Новая демократия», ПАСОК и «Потами»), против продолжения сотрудничества с международными кредиторами — Коммунистическая партия Греции (КПГ) и ультранационалистическая «Золотая заря». В общей сложности за экстренные меры высказались 229 парламентариев из 300.

Накануне голосования в интервью телеканалу ERT премьер-министр А. Ципрас заявил, что не верит в достигнутые договоренности с партнерами по еврозоне и считает их навязанной Греции «дорогой с односторонним движением»1, однако был вынужден на них согласиться, чтобы избежать неконтролируемого дефолта и перехода страны к национальной валюте. Как отметили многие комментаторы, по ряду пунктов условия для Греции оказались более жесткими, чем те, которые предлагались Еврогруппой в конце июня и были отвергнуты греками на состоявшемся 5 июля референдуме.

Первый и самый спорный пункт договоренности с кредиторами — увеличение налогов. Новая ставка НДС на книги, медикаменты и театральные билеты составит 6%, на свежие продукты питания, электроэнергию, воду и гостиничный бизнес — 13%, на бакалею, транспорт, ресторанное обслуживание, кейтеринг и медицинские услуги — 23%. Эти меры хотя и позволят повысить поступления в бюджет в 2015 г., но в среднесрочной перспективе нанесут серьезный удар по предпринимателям, работающим в сфере услуг (отельерам, рестораторам, судовладельцам), где производится большая часть греческого ВВП. Помимо этого с 10 до 13% будет повышен налог на роскошь, с 13 до 26% — налог на фермерские хозяйства, с 26 до 28% — корпоративный налог. Фактически это означает возврат к той налоговой политике, которая проводилась в 2010—2011 гг. и привела к массовому разорению предприятий, сокращению налогооблагаемой базы и росту безработицы.

Второе требование партнеров Греции по ЕС — немедленное проведение пенсионной реформы, включающей повышение пенсионного возраста до 67 лет, сокращение возможностей для досрочного выхода на пенсию, увеличение отчислений с пенсионеров в страховой медицинский фонд. Все эти меры уже давно назрели: греческая пенсионная система в ее нынешнем виде нежизнеспособна, о чем свидетельствует возрастающий дефицит пенсионных фондов, в первом квартале 2015 г. составивший 350 млн евро. В то же время, на протяжении последних пяти лет в условиях 25-процентной безработицы щедрые пенсии служили важным амортизатором, благодаря которому Греция избежала полномасштабной социальной катастрофы (сотни тысяч трудоспособных греков жили благодаря помощи своих родственников-пенсионеров).   

Третья договоренность касается программы приватизации государственной собственности. Наиболее ценные госактивы будут переданы в управление специально созданного независимого фонда, который за счет их приватизации должен привлечь 50 млрд евро. Половина этих денег пойдет на докапитализацию банков, четверть — на погашение государственной задолженности, еще четверть — на инвестиции. По сути это попытка реанимировать выдвинутый еще в 2011 г. план приватизации на ту же сумму, который полностью провалился, причем не столько из-за нерасторопности властей, сколько вследствие отсутствия интереса к данным активам со стороны инвесторов, обходящих Грецию стороной из-за чрезмерной налоговой нагрузки и сложных условий ведения бизнеса.  

Среди других мер, обещанных правительством, — дальнейшая либерализация трудового законодательства, обеспечение полной независимости национальной статистической службы ELSTAT (она была уличена в манипуляциях со статистикой в угоду греческим властям), а также внесение поправок в гражданский процессуальный кодекс с целью сокращения издержек и ускорения судебных разбирательств. 

В обмен на эти реформы Греция может рассчитывать на подписание нового меморандума о предоставлении кредитной линии в размере до 86 млрд евро. Большая часть этих денег (50 млрд) поступит из средств ЕСМ, однако, вопреки возражениям со стороны греческой делегации, МВФ также будет привлечен к рефинансированию задолженности. Как и раньше, представители «тройки кредиторов» (или «институтов», в соответствии с новой терминологией,) будут регулярно приезжать в Афины с инспекциями, по результатом которых будет происходить выделение каждого нового транша. Помимо этого, Еврокомиссия планирует в течение 3—5 лет изыскать до 35 млрд евро (через различные программы ЕС) на оживление экономического роста (инвестиции, борьбу с безработицей, поддержку малого и среднего бизнеса и пр.).

В  тексте договоренностей стран еврозоны черным по белому написано, что Греции не следует рассчитывать на номинальное списание госдолга, однако в случае необходимости возможны дополнительные меры, направленные на облегчение долгового бремени2 (например, пролонгация кредитов). Отказ от списания долгов, которое, напомним, было главным требованием греческого правительства, вызвал негативную реакцию со стороны экспертного сообщества как в самой Греции, так и за ее пределами. В докладе МВФ от 14 июля прямо говорится, что «греческий госдолг стал нежизнеспособным» (в ближайшие два года он превысит 200% ВВП страны). Для решения проблемы потребуются гораздо более серьезные меры, нежели те, что были предложены на саммите еврозоны, а именно, списание значительной части долга или предоставление 30-летнего льготного периода на его обслуживание3

Ни у кого также не вызывает сомнений, что очередной раунд ограничительных мер приведет к новой рецессии греческой экономики. По оценкам Еврокомиссии и Европейского центрального банка4, в 2015 г. ВВП страны сократится на 2—4%, в 2016 г. — на 0,5—1,7% и лишь в 2017 г., возможно, выйдет на траекторию роста.

Несмотря на то, что большая часть депутатов одобрила соглашения, в греческом обществе нарастает недовольство политикой «затягивания поясов», и на фоне этого происходит кристаллизация радикальных сил, открыто выступающих за выход из еврозоны. Если раньше призывы к объявлению дефолта и возврату к национальной валюте оставались уделом маргинальных партий вроде КПГ и «Золотой зари», то сейчас этой точки зрения придерживаются многие члены партии СИРИЗА.  Среди них такие видные ее представители, как бывший министр финансов Я. Варуфакис, министр энергетики П. Лафазанис, а также большая часть центрального комитета партии, в котором 107 членов из 201 выступают против плана радикальных реформ. В парламентской фракции левых радикалов также произошел раскол: из 149 депутатов 38 отказались поддержать экстренные меры.

Чтобы удержаться у власти и не допустить досрочных выборов, А. Ципрасу придется проявить немалое политическое мастерство: с одной стороны он будет вынужден постоянно искать поддержки центристов, с другой — противодействовать нарастающим центробежным тенденциям внутри собственной партии. Одновременно премьер-министру Греции предстоит объяснить избирателям, почему правительству партии СИРИЗА, вопреки предвыборным обещаниям, вновь придется осуществлять меры жесткой экономии. Прошедшие 15 июля массовые акции протеста, вылившиеся в уличные беспорядки и столкновения с полицией, доказывают, что сделать это будет непросто.

Примечания: 

1Alexis Tsipras: bailout a bad deal but the best Greece could get. The Guardian, 15 July 2015.

2 Euro Summit Statement. Brussels, 12 July 2015. SN 4070/15.

3 Greece. IMF Country Report No. 15/186. URL: www.imf.org/external/pubs/ft/scr/2015/cr15186.pdf?.

4 ECB/EC report predicts a 4% rate of recession for 2015. URL: www.greece.com/news/13300/ECBEC_report_.

 


Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати