Борьба вокруг предоставления особых торговых полномочий администрации США

3181

© 24.04.2015, Кириченко Э.В.

Наконец наметился прорыв в прохождении законопроекта “The Bipartisan Congressional Trade Priorities and Accountability Act of 2015 - TPA-2015” о предоставлении администрации полномочий заключать торговые соглашения с последующим  ускоренным утверждением в конгрессе (Trade Promotion Authority- TPA). Эти полномочия более известны по предшествующему названию – fast track. 15 апреля TPA-2015 одобрили лидеры профильных комитетов обеих палат конгресса. Инициативную группу конгрессменов возглавили  сенатор-республиканец от штата Юта, председатель комитета по финансам ОрринХэтч, сенатор-демократ от штата Орегон Рон Вайден, а также республиканец, член палаты представителей от штата Висконсин, председатель бюджетного комитета Пол Райан. 22 апреля законопроект прошел одобрение в сенатском комитете по финансам (25 - за, 13 - против), а 23 апреля – в бюджетном комитете палаты представителей (20 – за, 6 - против). Теперь ожидается открытие дискуссии на пленарных заседаниях обеих палат.

Если законопроект будет принят, администрация США сможет заключать торговые соглашения, которые конгресс, без длительных проволочек, должен или одобрить или отклонить, не внося поправок.

Ускоренная процедура одобрения торговых соглашений была впервые принята при администрации Форда и включена в Закон о торговле 1974 г. для того, чтобы успешно закончить раунд переговоров ГАТТ (Токио Раунд). Затем эти полномочия неоднократно возобновлялись конгрессом. В результате президенты имели соответствующие полномочия с января 1975 г. по апрель 1994 г. (с небольшим перерывом в 1988 г.). Они дали возможность заключить всеобъемлющее соглашение НАФТА. Полномочия были возобновлены в 2002-2007 гг. при президенте-республиканце Дж.Буше-мл., что способствовало заключению ряда двусторонних соглашений о зонах свободной торговли США с Чили, Сингапуром, Австралией, Марокко, Доминиканской республикой, Бахрейном, Аманом, Перу, Колумбией, Панамой и Южной Кореей.

Закон жизненно важен для продолжения переговоров о формировании Транс-Тихоокеанского Партнерства (the Trans-Pacific Partnership - TTP), Трансатлантического Партнерства (the Transatlantic Trade and Investment Partnership - TTIP) и заключении Соглашения о торговле услугами (the Trade in Services Agreement - TISA).

Реализация Транс-Тихоокеанского Партнерства (ТТП) – один из приоритетов внешнеэкономической повестки администрации Обамы. Официальное название документа – Соглашение о Транс-Тихоокеанском Стратегическом Экономическом Партнерстве (Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement). Соучредителями являются Бруней, Чили, Новая Зеландия и Сингапур. В настоящее время в переговорах участвуют 12 государств. США присоединились к переговорам в 2008 г. и стали их активными участниками. Подготовка проекта Соглашения ведется в режиме секретности. Он охватывает большой круг вопросов, связанных с правовой охраной интеллектуальных прав, с регулированием сельского хозяйства, телекоммуникаций, финансовых услуг, взаимных инвестиций, с таможенным сотрудничеством и тарифами, с формированием в рамках ТТП особого суда для рассмотрения споров между транснациональными корпорациями и правительствами и т.д. США традиционно отстаивают идею повышения трудовых и экологических стандартов.

Естественно, партнеры по переговорам, зная сложные отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти в США, хотят получить гарантии, что конгресс при утверждении Соглашения не будет вносить поправки в его текст. Однако в законопроекте есть ряд условий, которые американский торговый представитель должен учесть в тексте Соглашения. США смогут использовать «fast track» как инструмент давления на партнеров по переговорам, чтобы добиваться уступок.

Законопроект по предоставлению TPA (fast track) был внесен еще в конгресс предыдущего 113-го созыва и вызвал бурную дискуссию. Г.Рейд, лидер демократического большинства в сенате, будучи противником подобного законопроекта, положил его на полку. Демократы под влиянием профсоюзного лобби и активистов по защите окружающей среды традиционно противостоят подписанию региональных внешнеэкономических мегасоглашений, и, вследствие этого, предоставлению полномочий fast track.

Так как большой бизнес и ведущие деловые ассоциации поддерживают ТТП, то многие республиканцы готовы предоставить особые полномочия президенту. Однако оппоненты, особенно представители Tea Party, считают, что нельзя отдавать широкие права по ведению переговоров исполнительной власти, тем более что переговоры по ТТП не прозрачны.

Чтобы получить одобрение демократов, республиканцы пошли на ряд уступок. В частности, они  согласились с требованием установить компенсации работникам, которые могут потерять рабочие места из-за глобальной конкуренции, усиливавшейся в результате участия в ТТП. В конгресс представлен соответствующий законопроект Trade Adjustment Assistance Bill.  Республиканцы приняли условие демократов, чтобы в Соглашении обязательно был пункт о защите прав человека и охране окружающей среды. В законопроекте TPA-2015 также есть ряд других условий и оговорок.

Барак Обама, стремясь обосновать важность для США новых региональных торговых соглашений и в связи с этим предоставления администрации особых торговых полномочий, подчеркнул, что 95% потенциальных покупателей американских товаров и услуг находятся за пределами страны. В этих условиях особенно важно, чтобы именно США, а «не такие страны,  как Китай, писали правила для глобальной экономики».
Этот же аргумент привел и республиканец Пол Райан, сделав заявление сразу после одобрения законопроекта в его комитете, что принятие TPA (fast track) позволит Соединенным Штатам, а не Китаю, «писать законы экономики».

А пока что очередной раунд переговоров TPP закончился 26 апреля без видимых результатов. Для американской администрации актуально было продемонстрировать, что она получит полномочия  fast track, перед саммитом с японским премьер-министром 28 апреля. Однако большого  прорыва в отношении соглашения TPP на этой встрече пока что не ожидается.

Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Актуальные комментарии
Новости Института
28.03.2024

В журнале «Полис. Политические исследования» (№ 2 за 2024 г.) опубликованы статьи Марины Стрежневой, Марины Клиновой и Александра Никитина (в соавторстве).

подробнее...

27.03.2024

В конференц-зале им. акад. Н.Н. Иноземцева состоялось заседание Ученого совета ИМЭМО РАН. С докладом «Перспективы сотрудничества Европейского союза и НАТО» выступил Александр Алешин.

подробнее...

Вышли из печати